Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?

Почти все вопросы, относящиеся к познавательной деятельности человека, можно считать сложными. Во многом это связано с тем, что рассматриваемые здесь понятия относятся к философскому знанию. А постигать философию, оперирующую предельно общими, абстрактными категориями, как известно, весьма непросто. Учтем и то, что философские понятия, охватывая очень широкий класс явлений, как правило, многозначны, а следовательно, каждый раз приходится определять, в каком именно смысле употребляется данное понятие в приведенном контексте. Не забудем и о том, что философская мысль плюралистична. По ряду проблем философы спорят между собой, дают свои интерпретации и оценки. Есть такие проблемы и в теории познания. В рамках КИМ их можно найти во фрагментах из философских текстов, предложенных для самостоятельного анализа, находят они отражение и в темах эссе.
Как показывают педагогическая практика и опыт проведения единого экзамена, к числу наиболее сложных вопросов по данной содержательной линии можно отнести следующие: специфика познания среди других видов человеческой деятельности, объективность истины, относительность такого критерия истины, как практика, особенности научного познания, формы и возможности ненаучного познания. Рассмотрим некоторые из этих вопросов более обстоятельно.

Что сближает познание с другими видами деятельности и что отличает его от них?

Обратимся к конкретному примеру. В качестве объекта возьмем простое природное вещество – уголь и сравним познавательное (познавательная деятельность) и производственно-техническое (трудовая деятельность) отношение к нему.

Таким образом, цель познавательной деятельности – получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами. Средствами познания выступают наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также во вненаучном познании (философии, познании средствами искусства, обыденном познании). Результат этой деятельности, как видим, прямо соотносится с ее целью – получение достоверного знания об изучаемом предмете. Добавим к этому и то, что круг объектов познавательной деятельности очень широк. Так, если объектом трудовой деятельности может быть только доступный для нашего непосредственного воздействия предмет, то познавать мы можем, к примеру, удаленные от нас на многие тысячи световых лет звезды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: