Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли.
Таблица 20.5 Определение суммы чистой прибыли
| Показатель | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес в прибыли до налогообложения, % | ||||
| t0 | t1 | +, - | t0 | t1 | +, - | |
| 1. Прибыль отчетного периода до налогообложения | 15 752 | 17 050 | +1 298 | 100,0 | 100,0 | – |
| 2. Налоги из прибыли | 3 952 | 4 400 | +448 | 25,08 | 25,8 | +0,72 |
| В том числе: | ||||||
| налог на прибыль | 3 552 | 3 845 | +293 | 22,55 | 22,55 | – |
| экономические санкции по платежам в бюджет | +155 | 2,55 | 3,22 | +0,72 | ||
| 4. Чистая прибыль отчетного периода (п.1 – п.2) | 11 800 | 12 650 | +850 | 74,91 | 74,19 | -0,72 |
Данные табл. 20.5 показывают, что сумма чистой прибыли увеличилась в отчетном периоде на 850 тыс. руб., или на 7,2 %. Ее величина зависит от факторов изменения прибыли до налогообложения и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме, а именно доли налогов, экономических санкций и т.п. (рис. 20.2).

Рис. 20.2. Структурно-логическая модель факторного анализа формирования чистой прибыли
Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение общей суммы прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме:

Изменение чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме прибыли до налогообложения на фактическую ее величину в отчетном периоде:
Таблица 20.6 Расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли
| Факторы изменения чистой прибыли | Расчет влияния | Изменение суммы, тыс.руб. |
| 1. Изменение суммы прибыли до налогообложения | +1298 х 0,749 | +972,3 |
| 1.1. Прибыль от реализации продукции | +1 396 х 0,749 | +1 045,6 |
| 1.1.1. Объем реализации продукции | -158 х 0,749 | -118,3 |
| 1.1.2. Структура реализованной продукции | +536 х 0,749 | +401,5 |
| 1.1.3. Средние цены реализации | +3 335 х 0,749 | +2 497,9 |
| 1.1.4. Себестоимость продукции | -2 317 х 0,749 | -1 735,4 |
| В том числе за счет роста: | ||
| цен на ресурсы | -2 118 х 0,749 | -1 586,4 |
| ресурсоемкости | -199 х 0,749 | -149,0 |
| 1.2. Изменение прочих операционных доходов и расходов | -86 х 0,749 | -64,5 |
| 1.2.1. Штрафы и пени полученные | +80 х 0,749 | +59,9 |
| 1.2.2. Штрафы и пени выплаченные | -106 х 0,749 | -79,4 |
| 1.2.3. Убытки от списания дебиторской задолженности | -20 х 0,749 | -15,0 |
| 1.2.4. Убытки от уценки и недостачи материальных ценностей | -40х0,749 | -30,0 |
| 1.3. Изменение прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности | +190 х 0,749 | +142,3 |
| 1.4. Проценты к уплате | -202 х 0,749 | -151,2 |
| 2. Налоги из прибыли | -(0,72 х 17 050)/100 | -122,3 |
| Итого | +850 |
Из табл. 20.6 следует, что сумма чистой прибыли увеличилась в основном за счет роста отпускных цен и изменения структуры продаж. Сокращение объема продаж, рост себестоимости продукции, выплаченные пени и штрафы, убытки от списания долгов, экономические санкции вызвали уменьшение ее суммы. Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятию необходимо в первую очередь обратить внимание на те факторы, которые отрицательно повлияли на формирование ее величины.
9.4.2. Распределение прибыли
Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:
а) необходимого объема инвестиций для производственного развития;
б) необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия;
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятсяна внешние и внутренние.
К числу внешних факторов относятся:
• правовые ограничения (ставки налоговна прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
• система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
• рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;
• стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).
К числу внутренних факторов, оказывающих влияние на пропорции в распределении прибыли, можно отнести следующие:
• уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.;
• наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе;
• необходимость ускоренного завершенияначатых инвестиционных проектов;
• уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и факторов, способствующих увеличению собственного капитала при низкой цене заемных ресурсов. В зависимости от сложившегося соотношения между доходностью бизнеса и ценой заемных ресурсов предприятие может регулировать его уровень, увеличивая или уменьшая долю капитализированной прибыли;
• наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и т.п.);
• текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.
В процессе анализа необходимо изучить данные об использовании чистой прибыли в динамике и выяснить факторы, определяющие распределение прибыли (табл. 20.7).
Таблица 20.7 Данные о распределении чистой прибыли, тыс.руб.
| Показатель | Значение показателя | ||
| t0 | t1 | +, - | |
| 1. Чистая прибыль отчетного периода | 11 800 | 12 650 | +850 |
| 2. Распределение прибыли: | |||
| дивидендные выплаты | 5 900 | 6 072 | +172 |
| в резервный фонд | 1 180 | 1 265 | +85 |
| на капитальные вложения (нераспределенная прибыль) | 4 720 | 5 313 | +593 |
| 3. Доля в распределяемой прибыли: | |||
| дивидендных выплат | -2 | ||
| прибыли, направленной в резервный фонд | – | ||
| капитализированной (нераспределенной) прибыли | +2 |
Приведенные данные показывают, что на анализируемом предприятии на выплату дивидендов использовано 48 % прибыли, на создание резервов — 10, на инвестиционные программы — 42%.
Дальнейший анализ (табл. 20.8) должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть:
• изменение суммы чистой прибыли (ЧП);
• изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли (Дотчi):

Способом абсолютных разниц можно рассчитать, как изменялась сумма отчислений в соответствующий фонд за счет:
а) доли отчислений от чистой прибыли

б) суммы чистой прибыли

Таблица 20.8 Расчет влияния факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия
| Направления распределения прибыли | Сумма чистой прибыли, тыс.руб. | Доля отчислений, % | Сумма отчислений, тыс.руб. | Изменение суммы отчислений, тыс.руб. | |||||
| t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | общее | в том числе за счет | ||
| ЧП | Дотч | ||||||||
| Капитализация | 11 800 | 12 650 | 4 720 | 5 313 | +593 | +357 | +236 | ||
| В резервный фонд | 11 800 | 12 650 | 1 180 | 1 265 | +85 | +85 | — | ||
| На выплату дивидендов акционерам | 11 800 | 12 650 | 5 900 | 6 072 | +172 | +408 | -236 |
Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:

Таблица 20.9Расчет влияния факторов второго уровня на сумму отчислений в фонды предприятия
| Фактор | Изменение суммы, тыс. руб. | |||
| чистой прибыли | В том числе направленной на | |||
| расширение производства | пополнение резервного фонда | выплату дивидендов | ||
| 1. Изменение общей суммы прибыли до налогообложения | +972,3 | +408,4 | +97,2 | +466,7 |
| 1.1. Прибыль от реализации продукции | +1 045,6 | +439,2 | +104,5 | +501,9 |
| 1.1.1. Объем реализации продукции | -118,3 | -49,7 | -11,8 | -56,8 |
| 1.1.2. Структура реализованной продукции | +401,5 | +168,6 | +40,2 | +192,7 |
| 1.1.3. Средние цены реализации | +2 497,9 | +1 049,1 | +249,8 | +1199,0 |
| 1.1.4. Себестоимость продукции | -1 735,4 | -728,9 | -173,5 | -833,0 |
| В том числе за счет роста: | ||||
| цен на ресурсы | -1 586,4 | -666,3 | -158,6 | -761,5 |
| ресурсоемкости | -149,0 | -62,6 | -14,9 | -71,5 |
| 1.2. Сальдо прочих операционных доходов и расходов | -64,5 | -27,1 | -6,4 | -31,0 |
| 1.2.1. Штрафы и пени полученные | +59,9 | +25,2 | +6,0 | +28,7 |
| 1.2.2. Штрафы и пени выплаченные | -79,4 | -33,3 | -7,9 | -38,2 |
| 1.2.3. Убытки от списания дебиторской задолженности | -15,0 | -6,3 | -1,5 | -7,2 |
| 1.2.4. Убытки от уценки и недостачи ТМЦ | -30,0 | -12,6 | -3,0 | -14,4 |
| 1.3. Процентные доходы от инвестиционной деятельности | +142,3 | +59,8 | +14,2 | +68,3 |
| 1.4. Проценты к уплате | -151,2 | -63,5 | -15,1 | -72,5 |
| 2. Налоги из прибыли | — | — | — | — |
| 3. Экономические санкции по платежам в бюджет | -122,3 | -51,4 | -12,2 | -56,7 |
| Итого | +850 | +357,0 | +85,0 | +408,0 |
Полученные результаты (табл. 20.9) покажут вклад каждого фактора в формирование суммы капитализированной и потребленной прибыли, что имеет важное значение для акционеров, наемного персонала и менеджеров предприятия.
По результатам анализа должны быть сделаны соответствующие выводы и выработана более эффективная политика управления процессом формирования и использования прибыли.






