Глоссарий

По-русски Қазақша English
невпопад Орынсыз, қате, жаңылыс not to the point, out of place, malapropos; inappropriately; inopportunely
потерять лицо (ударить лицом в грязь) Ұятқа қалу, абыройы төгілу lose face
общение (язык как средство общения) Қатынас, қатынаста болу language as a means of communication / intercourse
мышление Ой, ойлау thinking, thought
жест (язык жестов) Ым / ымға түсінбеген-дымға түсінбейди sign language
равнозначно Шамалас, мәні мен маңызы бірдей equivalent
предпочитать (предпочесть одно другому) Тәуірлеу деп есептелген prefer one to another
непременно Қалайда, міндетті түрде, сөзсіз without fail, certainly; by all means
порой Кейде, кей кезде at times; now and then
СРСП № 1. Написать эссе на тему «Важнейшее средство взаимопонимания людей»
СРС № 1. Работа по тексту
Прочитайте текст. Выполните задания по тексту

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас наследие – образный, емкий, умный язык. В нем есть все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись.

(С.Маршак)

Задание 1. Письменно ответьте на вопросы:

1) Какова основная мысль текста? 2) Как вы понимаете слова «образный язык», «емкий язык», «умный язык»? 3) Почему язык можно сравнить с искусством?

Задание 2. Озаглавьте текст

Задание 3. Перескажите

Литература

1. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —

2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186

3. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с

4. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

5. Е.В.Капелюшник, А.М.Мухачева, Л.А.Пономарева, Е.А.Шерина Между строк. Учебное пособие по чтению для иностранцев. – Томск, Изд-во ТПУ, 2005. – 51 с.

6. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 5. Зажги свою звезду. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 38 с.

7. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 6. История и современность. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 56 с.

8. Овсиенко Ю.Г. Русский язык: Учебник. Книга 2. Средний этап обучения. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз. Курсы, 2008. — 248 с.

9. Царева Н.Ю. Русский язык как иностранный: базовый уровень / Н.Ю. Царева, М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев. — М.: Астрель: Олимп, 2010. — 188 с.


АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - №32
Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Лексическая тема: Русский язык в современном мире Грамматическая тема: ЛСГ глаголов мочь,уметь, начать, хотеть. Чередование гласных в корнях гар/гор, зар/зор, клан/клон, твар/твор Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Послушайте текст «Каждый язык – это целый мир» [ см. текст №, с. ] Заполните тест
  верно неверно
1. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы.    
2. Русский язык является родным языком Кайсына Кулиева.    
3. Писатель хочет, чтобы русский язык жил и развивался.    
4. Уважение и любовь к русскому языку, совсем не мешает ему любить родную речь.    
5. Кулиев впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево» на балкарском языке    
Составьте вопросы к тексту
Перескажите прослушанный текст
Переведите высказывание Абая о русском языке [3, стр. 20].

Орысша оқу керек. Мал да, өнер де, ғылым да - бәрі орыста тұр. Зарарынан қашық болуға, пайдасына ортақ болуға тілін, оқуын, ғылымын білмек керек. Оның үшiн олар дүниенің тілін білді. Сен оның тілін білсең, көкірек көзің ашылады.

Орыстың ғылымы, өнері – дүниенің кілті, оны білгенге дүние арзанырақ түседі.

(Абай. Жиырма бесінші сөз.)

Ответьте на вопросы:

1. Какой общей мыслью объединены приведенные тексты?

2. Каким образом духовное богатство одного народа нашей страны становится достоянием всех народов?

3. Что говорят авторы о красоте русского языка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: