Глоссарий

На русском языке На казахском языке На английском языке
Городской транспорт Қалалық көлік City transport
Добраться на метро Метромен жету To reach by the subway
Взять такси Такси алу To take a taxi
Поехать на трамвае Трамвайда бару To go by tram
Ехать на автобусе Автобуста бару To go by bus
Ехать на троллейбусе Троллейбусте бару To go by trolleybus

Основная литература:

1. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2010.

2. Абилова Б.А. Русский язык для студентов архитектурно-строительных вузов. – Алматы: КазГАСА. 2011.

Дополнительная литература:

4. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006

5. Русский разговорник. – М. 2010.

6. Царева Н. Ю. Продолжаем изучать русский. – Москва, 2010

7. Баско И. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2011

Активный раздаточный материал – АРМ №45 Дисциплина: Русский язык Кол-во кредитов: 2 Уровень:2 Практическое занятие Лексическая тема:.Новые технологии Грамматическая тема: Словочетание Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна
  Грамматический комментарий

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Словосочетаниями не являются:

1. грамматическая основа

2. однородные члены предложения

3. служебная часть речи + существительное

4. фразеологизм

5. повторы слов.

1. Прослушайте текст.

2. Ответьте на вопросы.

1. Что автор понимает под словом «машина»?

2. Что могут делать машины сегодня?

3. Если бы у вас была возможность, какого робота вы бы изобрели?

3. Объясните и запишите слова и выражения из текста:

Органы чувств- ______________________________________

Потенциально опасные работы - ______________________________

Процесс производства- __________________________

Подобные устройства_____________________________

Управлять машинами - ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

4.Прочитайте текст.

Что могут делать машины? Ну, например, играть в шахматы, примерно на уровне чемпиона мира. Вспомним, что в феврале 1996 года шахматный компьютер Deep Blue победил в одной игре чемпиона мира Гарри Каспарова. В 80-х годах машины обыгрывали людей в трик-трак, а еще раньше робот своими механическими пальцами собрал Кубик Рубика менее чем за четыре минуты. Существуют роботы, которые могут играть в бильярд и пинг-понг, а в Рединге есть робот, который бросает и ловит мяч. На самом деле со многими задачами, которые требуют от человека умения и даже таланта, легко справляются довольно примитивные роботы с несложной программой и небольшим набором сенсоров.

А вот в Токийском университете создали необычный робот – Wabot 2, который может играть на органе, фортепьяно и уже выступал с симфоническим оркестром. У него есть «пальцы», чтобы ударять по клавишам, «ноги», чтобы нажимать на педаль органа, и визуальная система, читающая ноты.

В германской автомобильной компании БМВ сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина нужно залить, потому что «считывает» информацию с автомобильного датчика. Он знает, с какой стороны заливать бензин в машину и какой тип горючего используется. Этот робот обслужит вас меньше чем за четыре минуты.

Есть робот, который может сам себя «конструировать» из кубиков. Это позволяет ему при необходимости менять форму для преодоления различных препятствий. Его используют в системе коммуникаций, чтобы находить утечку газа или измерять уровень радиации.

(По материалам лекций Кевина Уорвика, профессора Университета Рединга, Великобритания, 2002 год)

5. Ответьте на вопросы по прочитанному тексту.

1. Что может делать робот, созданный в Токийском университете?

2. Какой робот сконструировали в германской автомобильной компании БМВ?

3. Что могут делать роботы-полицейские?

6. Прочитайте выразительно стихотворение.

Действия размеренны точно до микрона,
Каждый шаг мой выверен, раз и навсегда,
Я запрограммирован, подчинен закону,
Все мы люди-роботы, такова среда!

Все мы люди-роботы в городе большом,
Все здесь кажется нам серым - камень, свет, вода,
Все вокруг работает в ритме как всегда,
Все приходит и уходит быстро, в никуда!

Вижу я, что роботы – не всегда машины,
И у роботов-людей - разные глаза,
И что в жизни есть цвета – розовый и синий,
И что лучше иногда повернуть назад!

7. Рассмотрите картинки по теме и составьте рассказ.

8.Образуйте словосочетания. Что вы можете сказать об этих роботах?

примитивный   поводырь
медицинский Робот заправщик
универсальный   помощник
управляемый   полицейский

9. Составьте текст-пожелание молодому человеку, который собирается сконструировать новую версию робота-помощника

10. Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Новые технологии, ударять по клавишам, нажимать на педаль, визуальная система, солнечные батареи.

11. Составьте текст-описание универсального робота (робот-танцор, робот-друг, умный робот)


12. Составьте диалог, дополняя данные предложения на тему «Новые технологии»:

Добрый день, Балнур!

………………………………..

Сегодня прочитал(а) удивительную статью о новых технологиях.

………………………………………………………………………..

Представляешь, скоро запустят новую линейку бытовых приборов, которыми мы сможем управлять на расстоянии.

…………………………………………?

Вот, к примеру, едешь ты домой и через телефон с помощью вайфай включаешь чайник.

……………………………………………………………..

Ты приехала, торопишься и успеваешь перекусить. здорово!

……………………………………………………………..

Есть еще такая система как умный дом. Слышала о ней?

…………………………………………..

Пойдешь завтра в библиотеку? Я покажу тебе эту статью в журнале.

……………………………………………….

Тесты для самоконтроля

1. Укажите словосочетание с качественным прилагательным.

a) Глубокие знания

b) Университетская библиотека

c) Дипломная работа

d) Медвежья берлога

2. Укажите словосочетание с относительным прилагательным.

a) Арифметическое действие

b) Талантливый ученый

c) Высочайшая вершина

d) Сложная задача

3. Укажите словосочетание с притяжательным прилагательным.

a) Отцовский диплом

b) Электронно-вычислительная машина

c) Максимальное количество

d) Значительные изменения

4. Выберите нужный глагол: Лидер студентов согласился … интервью.

a) Дать.

b) Ответить.

c) Сказать.

d) Говорить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: