Раздел 1-2. Общество. Человек

По обществознанию

Календарно-тематический план

1. Раздел 1-2. Общество. Человек

2. Раздел 3. Познание

3. Раздел 4. Экономическая сфера общественной жизни

4. Раздел 5. Социальная сфера жизни общества

5. Раздел 6. Политическая сфера жизни общества

6. Раздел 7. Духовно-нравственная сфера жизни общества

7. Литература

Раздел 1-2. Общество. Человек

Человек и общество

Этот раздел имеет ключевое значение для изучения всего курса обществознания. В силу этого необходимо усвоить само понятие общества как сложной, но в тоже время целостной динамической системы.

1. Понятие общества

Выделяют широкий смысл понятия общества:

· обособившаяся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанная с ней часть материального мира;

· совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

· продукт совместной деятельности людей;

· человечество в целом.

Узкий смысл - разные группы людей обладающих едиными чертами и признаками (рабовладельческое, американское, научно-техническое и д.р.)

2. Общество представляет собой целостную систему, способную к саморазвитию, изменениям.

Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная, правовая.

Социальные институты - устойчивая совокупность людей.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными общностями в процессе экономической, социальной, политической, духовной жизни и деятельности.

Изменение общественной системы - переход общества из одного состояния в другое.

По направленности изменений - прогресс, регресс.

Факторы общественного развития:

· природный;

· социальный.

Изменения происходят в форме: эволюции и революции.

Взаимосвязь общества и природы:

· человек выделился из природы, является ее частью;

· тесно взаимодействует с ней, преображая ее.

Изменения во взаимоотношении общества и природы - техногенные революции.

Выделяются:

· революция неолитическая - переход от экономики собирательства к производящей экономике;

· промышленная революция - переход от ручного труда к машинному;

· постиндустриальная революция - наука, знания, человек становится важнейшим фактором развития.

В истории развития общества ученые выделяют качественно отличные этапы.

Этап 1.


- дикость,

- варварство,

- цивилизация.


(Л.Г. Морган, Ф.Энгельс)

Этап 2.


- первобытно-общинная,

- рабовладельческая,

- феодальная,

- капиталистическая,

- коммунистическая.


общественно-экономические формации (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин)

Этап 3.


- доиндустриальная,

- индустриальная,

- постиндустриальная.


теория стадий (Д. Белл)

Общественный прогресс - совокупность поступательных изменений в обществе, его развитие, переход с более низкого уровня развития на более высокий.

Регресс - попятное движение.

Стагнация - застой.

Модернизация - переход от отсталых к современным эффективным формам организации всех сторон жизни общества.

Виды модернизации:

· экономическая,

· политическая,

· социальная,

· духовная.

Критерии прогресса:

· развитие разума (Ж. Кондорсе, А.Тюрго);

· прогресс научных знаний, морали, религии;

· приближение общества к правовому устройству (Ф.Шеллинг);

· развитие свободы (Гегель);

· смена общественно-экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин);

· целостность современного мира, противоречия.

Мир характеризуется:

· разнообразием (различаются по природно-климатическим условиям, уровню развития обществ, этническому составу и т.д.);

· целостностью (единством и взаимозависимостью) стран особенно в условиях усиливающейся глобализации мира, появления глобальных проблем.

Глобальные проблемы - проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, от которых зависит само существование мира и которые возможно решить силами всего человечества.

Главные глобальные проблемы:

· проблема войны и мира;

· сохранения природной среды;

· проблема бедности и богатства в мире;

· демографические проблемы;

· терроризма.

Становление современной цивилизации. Формационный и цивилизационные подходы.

Для формационного подхода характерны:

· убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;

· экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии общества;

· общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является развитие производительных сил, совершенствование производственных отношений;

· вера в неизбежность смены одной ОЭФ на другую.

Цивилизации - это крупные социокультурные системы со своими закономерностями.

Признаки цивилизации:

· единое пространство;

· единая система ценностей;

· единые нормы морали;

· специфический образ жизни;

· психологическое осознание своего цивилизационного единства, единая ментальность;

· характерный способ социального развития: эволюция, революция, традиция;

· единая экономическая система.

Функции:

· реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории;

· дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций.

Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

· человек является единственным творцом истории, изучение истории - это познание человека через формы его деятельности;

· ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;

· равенство цивилизаций, каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.

Современный мир состоит из множества цивилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустриальному (западному) и традиционному (восточному).

Черты традиционного общества:

· «непрерывность», плавность исторического процесса, отсутствие четких граней между эпохами;

· неприменимость европейской концепции прогресса;

· стремление общества не к подчинению природы, а к слиянию с ней, к гармонии;

· основа экономики - общинно-государственная собственность на землю, коллективный труд, слабое развитие частной собственности;

· низкий уровень социальной мобильности;

· общество подчинено государству, личность - обществу;

· харизматичность лидера, правителя;

· общественная жизнь строится на традициях, обычаях, нормах жизни предшествующих поколений;

· важная роль религии в жизни общества.

Западная цивилизация:

· скачкообразное неравномерное развитие, часто революционным путем (революции не только политические, но и в экономической, социальной, духовной областях);

· общественный прогресс очевиден, существуют критерии его оценки;

· общество стремится максимально использовать природу в своих целях;

· экономика основана на частной собственности, которая рассматривается как естественное и неотъемлемое право человека;

· высокая социальная мобильность;

· гражданское общество, правовое государство;

· права и свободы граждан закреплены юридическими актами;

· способность общества к быстрым и существенным изменениям;

· наука, образование как важный фактор развития общества.

Индустриальная цивилизация. Постиндустриальное общество. Современные этапы НТР

Черты индустриальной цивилизации:

преобладание промышленного производства над сельским хозяйством;

· массовый характер производства;

· развитие товарно-денежных отношений, национальных и мировых рынков;

· урбанизация;

· высокая социальная мобильность, ликвидация сословных привилегий;

· правовое государство; права и свободы граждан, закрепленные законом;

· гражданское общество;

· автономия личности, развитие индивидуализма;

· рационализм в духовной сфере;

· цивилизация техногенная, основанная на машинной технике и машинной технологии.

Научно-техническая революция определяет лицо современного мира.

К характерным чертам НТР относятся:

· универсальность и всеобщность, она проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира;

· ускоряющиеся темпы научно-технических преобразований;

· изменение роли человека в процессе производства, повышение требований к уровню его квалификации, увеличение доли умственного труда;

· использование достижений науки и техники в первую очередь в военных целях;

· использование военных технологий в народном хозяйстве.

НТР включает в себя:

· науку, увеличилась доля занятых в ней, возросли расходы на научные исследования, выросло значение наукоемких производств;

· технику и технологию, созданы технологии, направленные на сбережение ресурсов, новейшие электронные технологии;

· производство, которое изменилось коренным образом на основе автоматизации, электронизации, химизации и космизации;

· управление, в котором стали использовать компьютерные технологии сбора информации, ее обработки и принятия решений.

Общество, возникшее под воздействием НТР, называют постиндустриальным (технотронным, информационным).

К постиндустриальной цивилизации человечество начало переходить в последней четверти XX в.

Черты постиндустриального общества:

· выдвижение на первый план сферы услуг;

· индивидуализация производства и потребления;

· развитие мелкосерийного производства;

· ведущая роль науки, знаний и информации;

· внедрение ЭВМ и информационных технологий;

· стирание классовых различий, сближение размеров доходов разных слоев населения, рост среднего класса;

· цивилизация является антропогенной, главной ценностью и целью ее является человек.

Биосоциальная сущность человека. Деятельность и ее виды

Человек появился на Земле в результате длительной эволюции и является ее вершиной.

Вместе с человеком появилась новая форма существования материи, высшая по сравнению с биологической - социальная. Но в то же время человек, являясь существом соци­альным, нормально функционирует, используя, а не нарушая законы природы. Природа в свою очередь удовлетворяет различные потребности человека.

Бытие - философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще.

Обычно выделяют формы бытия:

· бытие природы, общества, человека;

· бытие человека;

· материальное, социальное, духовное бытие.

Мотивы деятельности человека определяются необходимостью удовлетворения его потребностей. Под потребностью понимается противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека.

Потребности человека делятся на биологические, социальные, духовные.

Личность и личностные отношения

Личность - человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности и обладающий совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в общественной жизни. Личность обладает социальной индивидуальностью, неповторимостью.

Человек рождается индивидом, но личностью становится только в обществе в процессе социализации.

Социализация - это процесс усвоения человеком социального опыта прошлых и современных ему поколений, осуществленный под воздействием общества и его структур.

От успешности социализации зависит степень реализации личности в процессе общественной жизни. Социализация человека происходит при помощи агентов и институтов социализации.

Агенты социализации - это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей культурным нормам, оказание им помощи в освоении социальных ролей. Агенты первичной социализации (родители, родственники, учителя) входят в ближайшее окружение человека, оказывая определяющее воздействие на формирование личности. Агенты вторичной социализации (сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие) играют заметно меньшую роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: