Понятие «культура» зародилось в древнем Риме. Дословный смысл этого понятия – возделывание, обработка, уход:
· любые изменения в природе, вызванные человеком (в том же древнем Риме в понятие культуры входило и занятие сельским хозяйством);
· «возделывание» – воспитание и образование – человека, формирование его духовно-нравственных качеств, личности.
Сходные со вторым смыслом понятия культуры – понятия «пайдейя» у древних греков, «жэнь» – в китайской традиции, «дхарма» – индийской. Несмотря на давность возникновения в философию понятие культуры вошло только в середине XVIII века в рамках Просвещения. С этого момента культура становится предметом систематического изучения. В философии XVIII-XIX веков сложилось большое число моделей культуры с определениями этого понятия.
МОДЕЛЬ | СТОРОННИКИ | ГЛАВНАЯ ИДЕЯ |
Гуманитарная | Сократ, Конфуций и др. | Культура – это способ совершенствования человека как духовно-нравственного существа |
Натуралистическая | Французские Просветители XVIII века | Культура – человеческое продолжение природы, этап ее эволюции; благодаря культуре человек не исключается из природы, а образует высшее звено ее развития. Культура – степень развитости разума |
Классическая (деятельностная) | Идеалистический вариант: И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шиллер | Творец культуры – человек как духовное существо, культура – это прогресс морального (И.Кант), эстетического (Ф.Шиллер), философского сознания (Г.Гегель). Культура противоположна природе (И.Кант), есть форма саморазвития духа (Г.Гегель) |
Материалистический вариант: К.Маркс, Ф.Энгельс | Творцом культуры является человек как существо, удовлетворяющее, прежде всего, материальные потребности; культура – явление социальное, предполагает всестороннее развитие человека; культура – это и сам процесс деятельности, и ее результаты | |
Аксиологическая | В.Виндельбанд, Г.Риккерт | Культура – это мир ценностей, идеалов и смыслов, способ реализации идеально-ценностных целей |
Семиотическая | Э.Кассирер, К.Г.Юнг, Ю.Лотман | Культура – это внебиологический, знаковый механизм передачи социального опыта, знак – это средство реализации ценностей и смыслов, обеспечивающий символическую коммуникацию |
Социологическая | М.Вебер | Культура – социальный институт, придающий обществу единство, определяющий степень его упорядоченности и управляемости |
Структуралистская | Б.Малиновский, К.Леви-Строс | Культура – это совокупность определенным образом связанных элементов – носителей ценностных отношений, регулирующих деятельность людей, их отношение к миру и отношения между собой |
Технологическая | А.Тоффлер | Культура – это технология адаптации человека к развитию общества и одновременно – сфера создания технологий как рациональных способов оптимизации деятельности людей |
Универсалистская | Э.Гуссерль, К.Г.Юнг, К.Ясперс | В любой частной культуре скрыто универсальное содержание по причине общности структур сознания (Э.Гуссерль), архетипического единства (К.Г.Юнг), «осевой изначальности» культуры (К.Ясперс) |
Культура – это присущий только человеку способ бытия в мире, специфический способ организации его жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе ценностей и норм, регулирующих отношение человека к миру, обществу, другим людям, самому себе.
|
|
|
|
Культуру называют «второй природой»: имея биологическое начало, человек в ее рамках выходит за его пределы, преодолевает свою биологическую ограниченность, реализует себя с помощью надбиологических программ. По И.Канту, человек реализует себя как свободное существо в сфере духа (творчество в культуре). Культура – это пространство свободных возможностей человека.
По отношению к человеку культура двойственна: с одной стороны, ее создателем и носителем является человек, с другой, – через воспитание и образование культура оказывает на человека обратное, формирующее воздействие, поскольку субъективные силы и способности вне культуры не развиваются.