Права и обязанности, затрагиваемые невыплатой вдовам умерших военных пенсионеров пенсионных средств, не начисленных военным пенсионерам по вине пенсионного органа

Общая характеристики ситуации. В настоящее время сложилась следующая ситуация. Значительное число военных пенсионеров (в одном Санкт-Петербурге это число измеряется десятками тысяч) по вине органов, назначающих и выплачивающих пенсию (военных комиссариатов), недополучило часть причитающейся им пенсии за период с 01.01.1995 по 28.02.1998 года, которая должна была выплачиваться исходя из оклада по воинской должности, увеличенного на 25 % за службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Ряд из данных пенсионеров к настоящему времени умер. Вследствие того, что в результате действий (бездействия) военных комиссариатов был уменьшен совокупный доход семьи, многие из вдов умерших военных пенсионеров обратились с исками к военным комиссариатам об обязании ответчика выплатить им недополученную их мужьями часть пенсии, с учетом индексации.

Решениям районных судов в удовлетворении исковых требований им обычно отказывают на основании того, что подлежавшая выплате сумма пенсии не была начислена мужу данным органом, начисляющим и выплачивающим пенсию, и поэтому не может входить в состав наследства и не подлежит выплате наследникам умершего. Суд также не признает за ними права обратиться в государственный пенсионный орган (военкомат) с требованием о начислении недополученной пенсии, обычно указывая, что подобное право принадлежит только самому пенсионеру, который к этому моменту уже умер.

Как показывает практика, при принятии судом своего решения он обычно использует, в системной совокупности, следующие нормы федеральных законов:

статьи 43, 49, 58 и 63 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 (с изменениями и дополнениями),

статьи 1112 и 1183 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Кассационная инстанция практически всегда оставляет решения районных судов без изменения.

Таким образом, своими актами суды фактически признают, что, не начислив мужу пенсию за прижизненный период в предусмотренном действующем законодательством размере и не передав соответствующие средства вдове - его правопреемнику (наследнику) по закону, государство в лице государственного пенсионного органа (военкомата) правомерно не только не несет за это ответственности, но и, более того, законно лишает данные средства зашиты, которой наделена частная собственность, в том числе, в рамках института наследования, вследствие чего государство фактически получает от своего бездействия - в части не начисления пенсии в надлежащем размере, имущественную выгоду в объеме невыплаченных средств.

В связи с этим правомерным представляется вопрос о конституционности статей 43, 49, 58 и 63 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также статей 1112 и 1183 Гражданского Кодекса Российской Федерации, позволяющих оправдывать подобное бездействие пенсионных органов.

Общий конституционный анализ затрагиваемых прав и свобод. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 1, часть 1; статья 7, части 1 и 2; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности; человек, если он в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года № 20-П).

Предоставляя каждому право собственным трудом, свободно распоряжаясь своими способностями к труду для любой не запрещенной законом экономической деятельности, обеспечивать себе средства к существованию, Конституция Российской Федерации гарантирует также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1; статья 39, часть 1). При этом важнейшим элементом социального обеспечения, предназначение которого заключается в предоставлении нуждающимся - посредством создания системы аккумулирования результатов их самостоятельной трудовой деятельности и справедливого перераспределения публичных материальных ресурсов - средств к существованию, является пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года № 17-О).

Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт «в»), 72 (пункт «ж» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Вместе с тем осуществляемое им правовое регулирование должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения, учитывать социальную ценность в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой трудовой и иной общественно полезной деятельности, особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П).

Конституционный принцип правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой предполагает, что в данном государстве имущество и право частной собственности на него имеют особое значение – как предпосылки и условия реализации многих основных прав и свобод в условиях свободного рынка, даже при исполнении публичных социальных (пенсионных) обязательств.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что гражданско-правовые требования охватываются понятием имущества и им предоставляются конституционные гарантии права частной собственности (постановление от 24 февраля 2004 года № 3-П, от 10 апреля 2003 года № 5-П, от 28 октября 1999 года № 14-П).

Предоставление подобных гарантий данным требованиям в случае, когда они возникают в связи с приобретением средств к существованию, предполагает наделение аналогичным конституционно-правовым режимом – режимом имущества и гарантиями права частной собственности, иных требований в отношении средств к существованию, в частности тех, что возникают на основании социальных (пенсионных) обязательств. Иное означало бы существование неравенства граждан, введенного по такому критерию, как вид источника средств к существованию, а также использование различных масштабов прав и свобод, не имеющее конституционно значимых оснований.

Противоречило бы это и конституционному принципу равной ценности и значимости жизни и здоровья каждого, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в его постановлении от 26 декабря 2002 года № 17-П, конституционному принципу равного достоинства личности (статья 23, часть 1; статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации), а также конституционному принципу правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, так как материальной основе жизни и здоровья граждан, получающих средства к существованию в рамках осуществления предпринимательской деятельности на основании гражданско-правовых договоров (обязательств) или обязательств, вытекающих из пользования акциями, либо другими ценными бумагами, было бы фактически придано большее значение путем предоставления, в частности, большей конституционной защиты, чем материальной основе жизни и здоровья граждан, получающих средства к существованию исключительно в рамках социальных (пенсионных) обязательств.

Анализ ограничений конституционного права частной собственности спорными нормами. Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется (статья 35); в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2).

Этим конституционным установлениям корреспондируют относящиеся к общепризнанным нормам международного права положения Всеобщей декларации прав человека, в частности о том, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества (статья 17, пункт 2). Кроме того, согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 1 Протокола № 1 от 20 марта 1952 года), каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; никто не может быть лишен своего имущества кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.

Конституция Российской Федерации не исключает ограничение права частной собственности (статья 55, часть 3) и лишение этого права (статья 35, часть 3), однако возможность перераспределения собственности уравновешивается конституционно-правовым принципом неприкосновенности частной собственности. Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих постановлений пришел к выводу, что данный принцип может быть выведен из совокупности конституционно-правовых положений и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения права собственности (постановление от 24 февраля 2004 года № 3-П и др.).

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечения военных пенсионеров), пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

В соответствии со статьей 43 указанного Закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

При это, основываясь на нормах действующего законодательства, Верховный Суд Российской Федерации специально указал на то, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, производящего выплату пенсии, и не требует специального обращения пенсионера (ответ на вопрос № 15 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: