В начале 18 в. осуществляются русские экспедиции в Сибирь и на дальний Восток (Крашенников описывает кончадалов). Интерес к первобытным народам проявляют торговцы, миссионеры, путешественники. К 18в. был собран огромный материал о дикарях. В эпоху Просвещения делаются попытки не только описания, но и некоторого анализа. К числу пионеров следует отнести монаха Лафито. Он был направлен с миссионерской миссией в новый Свет. Провел время среди североамериканских индейцев (ирокезы, магиканы). Вернувшись в Европу, написал первую монографию. Лафито предпринимает первую попытку в европейской историографии сравнить культуру североамериканских индейцев с другими дикими народами. Обнаруживает, что многие традиции, обычаи, ритуалы индейцев находят аналогии с культурой древних греков. Делает вывод: индейцы произошли от древних греков. Его работа стала предметом насмешек. Но: Лафито – отец сравнительно-исторического метода в науке о первобытности.
Концепция благородного дикаря: многие мыслители Просвещения (Руссо, Монтейн, Вольтер; монофакторное истолкование истории, так Монтескье главным определяющим фактором развития считал климат) считали, что нынешние европейские нравы и обычаи в этическом плане во многом уступают дикарским (в плане чести). Общество дикарей, в основе которого равенство, нет жадности, алчности. Эпоха первобытности – своеобразный Золотой век. Наряду с гипотезой благородного дикаря формируется другая концепция: история первобытности – борьба за существование в тяжелых условиях от дикости к варварству, а затем к цивилизации (Тюрго, Кондорсе, Фергюссон).
|
|
Фергюссон – шотландский мыслитель, анализирующий в своих книгах древние культуры. Основатель периодизации по эпохам дикости, варварства и цивилизации. Древнее состояние культуры (дикость) было характерно для всех народов. В результате прогрессивного развития народы продвигались дальше к цивилизации.
Вопрос №7