Источники естественно-исторического характера:
антропологические, геологические, палеоклиматические, географические, остеология (кости), палеозоология, палеоботаника.
Трудности: материал часто фрагментарен (напр., кости - десятки тысяч мелких осколков).
Исторические источники:
археологические, этнологические (этнографические), лингвистические (этнонимика, топонимика и др.).
Все источники требуют комплексного изучения. Они позволяют реконструировать разные стороны жизнедеятельности первобытного общества, материальную, духовную и социальную сторону вопроса.
Естественно-научные данные являются основой для изучения антропогенеза, условий жизни, установления хронология этапов развития ПО.
Археология - важнейший источник периодизации и хронологии первобытного общества, истории его материальной и духовной культуры, реконструкции комплексов культуры (но не СОЦИАЛЬНОЙ!!!)
Этнографические источники — свидетельства о культуре человека современного вида на разных ступенях исторического и культурного развития. Так называемые «культурно-отсталые народы» и значение их изучения для реконструкции жизнедеятельности первобытного общества.
|
|
Обязательность учета при этнологических реконструкциях первобытности хозяйственно-культурного типа изучаемых обществ.
Неправомерность перенесения археологической периодизации и хронологии на изучаемые этнологией первобытные и полупервобытные народы Нового и Новейшего времени.
Проблема синхронности. (Америка с Европой не совпадают!!)
Генетика и ее значение для реконструкции происхождения человека в ходе антропогенеза.
Ламаркизм — эволюционная концепция. В качестве основы эволюции – внутренне присущее организмам стремление к самосовершенствованию. «Упражнения» органов передаются по наследству (жираф)). Наследование приобретенных изменений. Т.Д.Лысенко – близок к ламаркизму («советский творческий дарвинизм»), взгляды шли наперекор с больш. советских биологов.
Источники изучения истории первобытного общества.
Исторический источник - объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения.
Письменных источников нет.