Причины правонарушений

Правонарушение -- это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, при-чиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответ-ственность.

Правонарушения посягают на различные стороны общественной жизни. Они наносят ущерб политиче-ским, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическим интересам организаций, боеспособности воинских частей и подразделений. Поскольку правонарушения вредны для об-щества, ущемляют интересы граждан и организаций, они запрещены государством.

Правонарушение характеризуется строго определенными призна-ками, отличающими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций) \

Правонарушение -- это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права и направлено против тех общественных отношений, которые регулируются и охраняются нормами права. Действие, согласованное с правом, допускаемое правом, не может рассматриваться как правонарушение.

Противоправность деяния может проявляться в различных формах:

* в прямом нарушении правового запрета;

* в неисполнении возложенных обязанностей;

* в превышении должностных полномочий и т. д.

Правонарушения различны по степени вредности и поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и происходит разделение правонарушений на преступления и проступки. Преступление характеризует большая степень общественной опасности, что не исключает, однако, наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.

Таким образом, правонарушение - это сознательный волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Административный проступок причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией -- непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного общественного отношения. Так, в ст. 28 КоАП РБ говорится о конфискации предмета, явившегося «непосредственным объектом административного правонарушения».

Объективная сторона проступка -- это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который характеризует само деяние (хищение, торговля, хранение, уклонение и т. п.), разновидностями деяния могут быть действие и бездействие.

Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др. Большое значение для административной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся и продолжаемых проступках. Длящимся проступком следует признать действие или бездействие, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. В основе длящегося нарушения лежит не выполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить обусловленное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Начальным моментом проступка является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение правового запрета, или длительное невыполнение обязанности (сокрытие прибыли, неявка в военкомат и т. д.). Оно оканчивается фактически -- прекращением нарушения или юридически -- привлечением виновного к ответственности. Значит, если неправомерное бездействие не прекращается, нарушение считается повторным.

Хищение, нарушение правил дорожного движения, браконьерство и другие нарушения квалифицируются как проступок или как преступление в зависимости от причиненного ущерба, т. е. размер вреда иногда обусловливает применение административных либо уголовных санкций, а поэтому прямо или косвенно вводится в состав признаков проступка.

Субъективная сторона проступка -- это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности (ст. 10--11 КоАП РБ). Чаще всего иных признаков субъективной стороны законодатель не называет.

Главное отличие состава проступка от состава административного нарушения в том, что в последнем нет признаков субъективной стороны, в нем не четыре, а три стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: