Понятие и классификация услуг

Стремительный рост объема и перечня оказываемых услуг обусловлен рядом факторов:

· рост значения секторов услуг в экономике как развитых, так и развивающихся стран;

· трансформация услуг ранее выполнявшихся на предприятии;

· расширение возможностей оказания услуг в условиях технологической революции в области телекоммуникаций и информации;

· трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям);

· появление во многих секторах услуг (особенно, в финансовой сфере) транснациональных компаний.

Ни Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), ни другие международные соглашения не дают исчерпывающего определения «услуги» как абстрактной категории (то есть «услуги вообще»).

Под услугой принято понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, удовлетворении конкретной потребности получателя услуги.

Наиболее подробным перечнем услуг является Временный Единый Классификатор Продукта ООН (UNP rovisional Central Product Classification - CPC). Классификатор СРС выделяет около 600 видов услуг и позволяет достичь достаточно высокой степени детализации при описании обязательств в отношении отдельных услуг.

Классификатор СРС был принят за основу «Классификационного перечня секторов услуг» (Классификатор ГАТС).

Соглашение ГАТС предусматривает четыре способа предоставления услуг:

1. Трансграничное перемещение – поставка услуги иностранному потребителю через границу с территории одной страны на территорию другой. Например, это – финансовые услуги, аудиовизуальные услуги, услуги по программному обеспечению.

2. Коммерческое присутствие – предоставление услуг за рубежом, в принимающих странах, посредством создания коммерческих структур. Для этого создаются дочерние компании, представительства, совместные предприятия. Данный способ предоставления услуг распространяется на строительные услуги, розничную торговлю, гостиничное обслуживание и др.

3. Потребление за рубежом – перемещение покупателя в страну производства услуги. Этот способ используется при предоставлении медицинских, образовательных, туристических услуг.

4. Перемещение поставщиков услуг (физических лиц) из страны, экспортирующей услугу, к покупателю в страну, ее импортирующую. При данном способе происходит перемещение не капитала, как в коммерческом присутствии, а рабочей силы. Данный способ применяется при предоставлении аудиторских услуг.

По классификации ГАТС Всемирной торговой организации услуги подразделяются на следующие группы:

1. Деловые услуги

2. Услуги в области связи

2. Строительные и связанные с ними инженерные услуги

3. Дистрибьюторские услуги

4. Услуги в области образования

5. Услуги, связанные с защитой окружающей среды

6. Финансовые услуги

7. Услуги здравоохранения и социальной помощи

8. Туризм и услуги, связанные с путешествиями

9. Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий

10. Транспортные услуги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: