Определения. р любом обществе есть много людей, жаждущих продвижения еохние слои

р любом обществе есть много людей, жаждущих продвижения еохние слои. Но так как только некоторым удается сделать это и так В к при нормальных условиях социальная циркуляция не носит не- ка рЯДоченного характера, то вероятно предположить, что в любом ^бшестве существует особый механизм, контролирующий процесс ве- °тикальной циркуляции. Этот контроль заключается, во-первых, в те­стировании индивидов для установления адекватного выполнения ими соЦйальных функций; во-вторых, в селекции индивидов для опреде­ленных социальных позиций1; в-третьих, в соответствующем распре­делении членов общества по различным социальным слоям, в их продвижении или деградации. Другими словами, внутри стратифици­рованного общества существуют не только каналы вертикальной стра­тификации, но и своего рода "сито", которое просеивает индивидов и определяет им то или иное место в обществе. Основная цель этого контроля — распределить индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций. Если они неправильно распределены, то они плохо исполняют свою социальную роль, а в результате страдает все общество: оно дез­интегрируется. Вряд ли существовало и существует такое общество, в котором распределение индивидов совершено в полном согласии с правилом — "каждый должен находиться на том месте, которое соответствует его способностям"2. Тем не менее длительная эволюция многих обществ не означает, что их механизм социального тести­рования, селекции и распределения в целом был адекватным и выполнял свою функцию более или менее удовлетворительно. Проблемы, которые предстоит сейчас обсудить, пожалуй, следующие: 1) что представляет собой этот механизм селекции и распределения индивидов? 2) как и на какой основе он проверяет, отбирает и распределяет их?

На первый вопрос можно ответить просто: в любом обществе этот механизм состоит из всех имеющихся социальных институтов и ор­ганизаций, которые выполняют эти функции.

Как правило, эти институты суть те, которые функционируют в качестве каналов вертикальной циркуляции, а именно: семья, армия, Церковь, школы, политические, профессиональные организации. Они яв­ляют собой не только каналы социальной циркуляции, но в то же самое время и "сито", которое тестирует и просеивает, отбирает Распределяет своих индивидов по различным социальным стратам и позициям.

Некоторые из них, такие, как семья и школа, представляют собой *анизмы, которые проверяют главным образом общие свойства

гаЧес к°нтекста явствует, что термин "селекция" здесь употреблен не в биоло- груп Ком смысле выживания, а как социальная сортировка индивидов внутри oT6oD и стРат общества: недопущение или отвержение непригодных и, напротив,

2Р соответствующих индивидов. Изъест РИнцип соответствия социального положения индивида его способностям ^РевнееН давно- Его по праву можно считать лозунгом индийских, китайских, СТВа" преческих и римских мыслителей. Он лежит в основе "Законов" и Тосудар- Лат°на, трудов Конфуция и Аристотеля, а также священных книг Индии.

индивидов, необходимые для успешного выполнения множества нкций (уровень интеллекта, здоровье и характер). Другие инстит ^ подобно профессиональным организациям, являются механизм^1' которые тестируют специфические качества индивидов, необходи^*^ для успешного выполнения специальных функций в той или профессии (к примеру, голос для певца, ораторский талант политика, физическая сила для тяжелоатлета и т. п.). Обрати^* теперь к тому, как эти институты выполняют заданные функ^ и какие типы тестирования, селекции и распределения существу*?* в различных обществах? Такой анализ даст нам возможность глуб Т проникнуть во многие институты и покажет нам, что, сколь ffe абсурдными они ни казались на первый взгляд, на самом многие из них абсолютно естественны при существующих социальный условиях. ^^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: