гг и' "Ьн>Иорка. Фирменный небоскреб компании Крайслер строился в 1928—1930 ^ью^й070*17 он из 77 этажей. Эмпайр Стэйтс Билдинг — самый крупный небоскреб 193К рка и Америки, строился всего 14 месяцев — с февраля 1930-го по апрель Ной занимает центральное положение в городе, а его вершина стала популяр-
102 г ^Рвационной точкой, откуда наблюдают панораму Нью-Йорка с высоты
10 этажа.
[304] * проявление силы (фр.).
[305] * шедевр (фр.).
[306] * первые среди равных (лат.).
[307] * "Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении 1
— основное положение сенсуалистов, сформулированное английским Дж. Локком (1632—1704) в его трактате "Опыт о человеческом разуме"П душе * что впервые эта мысль была высказана Аристотелем в его сочинении ^ечес- Немецкий философ Г.-В. Лейбниц осудил Локка. В трактате "Новый опыт чел кого разума", не отвергая в принципе это сенсуальное положение, он вводИТиениЯх' априорный элемент: "Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ошу кроме самого сознания".
[308] * "Лови день" (лат.), то есть пользуйся сегодняшним днем, лови мгновсня Девиз эпикурейства. „
|
|
Время бежит, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними '^^яс- Измененная форма стихотворной строки, приписываемой немецким поэтоМ^я часть дения Матвеем Борбонием франкскому императору JIотару I (IX в.). ^P^LqkH й3 фразы — "время бежит" — представляет собой сокращенный вариант стр^ "Георгики" Вергилия: "Между тем бежит, бежит безвозвратное время" ^, морФ°3'
[310] * всепожирающее время (лат.). Часть стихотворной строки из ' ^e^a3PyuiaefC Овидия: "Время — снедатель вещей — и ты, о завистница старость, все pa Р вы" (XV, 23Ф-235).
[311] %
г % ^ожДество сознания и вселенной (лат.). 'Всеобщее — суть слова" (лат.).
[313] * Знать, чтобы властвовать (фр.).
[314] Об этом подробнее см. в моей книге "Социокультурная динамика". Т. 4. Гл. 6.
* мировоззрение (нем.).
[316] * Знать, чтобы предвидеть; предвещать, чтобы властвовать (фр.).
[317] * знать, чтобы властвовать (фр.).
[318] * знать, чтобы предвидеть (фр.).
[319] * высшее благо (лат.).
[320] См. об этом подробнее мою "Social and Cultural Dynamics", vol. 2, ch. 13
[321] * божеское право, священный закон (лат.).
[322] *Да будет посвящен божеству (лат.). Сакральная формула либо значила благословение, либо проклятие, в зависимости от божественного адресата.
[323] * Да будет посвящен божеству (jtam.).
[324] * верховный жрец (лат.).
[325] * публичные ауспиции (лат.), т. е. наблюдения за полетом вещих птиц или за их криком, клевом и т. п., для составления гаданий, предсказаний по ним.
[326] См. об этом подробнее мою "Social and Cultural Dynamic", vol. 2, ch. 15; vo • ch. 5.
[327] Более подробное изложение и критику понятия прогресса см. в моей статье_ вопросу об эволюции и прогрессе** (Вестник психологии, криминальной антро логии и гипнотизма. 1911. Т. 8. Вып. 3. С. 67—95).
|
|
[328] * Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.
[329] "Клубы самоубийц" не есть только наше злободневное явление. Таковые имелись и за границей. См.: Diendonne. Archif fiir Kulturgeschichte. 1903. Bd. 1. S. 367.
[330] * Имеется в виду: Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. М., 1909; Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1897; Тирд Г. Социальная логика. Спб., 1901; Его же. Социальные законы. Спб., 1906; Gumplovicz L. Der Rassenkampf. Innsbruck, 1883; Bougie С. La democratie devant la science. P., 1904.
[331] * Имеется в виду: Ковалевский М. М. Современные социологи. Спб., 1905; & же. Прогресс // Вестник Европы. 1912, № 2; Бугле С. Эгалитаризм (Идея равенствам Социологический этюд. Одесса, 1905.
[332] *De-Roberty Е. Quest-ce que le propres? P., 1898.
[333] * подразумеваемым образом, неявно (лат.). м,,
[334] * "Счастье, как цель, а не как сопутствующее или неизбежное следствие* (rP'i^ См. подробнее рецензию Сорокина: A. Naville. La matiere du devoir (Навилль. Матер долга. Revue philosophique. P., 1911. Т. 71. P. 113—127) // Вестник психологи»», криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Т. 9. Вып. 2. С. 99—100.
[335] Спенсер Г. Научные основания нравственности. Спб., 1896.
[336] * непременное условие (лат.).
[337] * Попытку подобного синтеза П. А. Сорокин предпринимает в десятой главе Сноей монографии "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд основных формах общественного поведения и морали" (Спб., 1914. С. 44—453).
17 Питирим Сорокин 513
[338] Ковалевский М. М. Современные социологи. Спб., 1905. С. 8.
[339] См. об этом типе в "Социологии" Г. Зиммеля, гл. "Die quantitative Bestimmtheit der Gruppe".
[340] Летурно Ш. Основания нравственности. С. 34; Его же. Evolution juridique. Р-» 1891. С. 7—12.
[341] См.: Оствальд В. Die Energetischen Grundlagen der Kulturwissenschaft. Leipzig 1909.
[342] Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. Т. 1. С. 6—7.
[343] Там же.
[344] См. об этом: Петражицкий Л. И. Введение в изучение теории права и нравственности. Спб., 1907.
[345] * "существует тогда, когда множество индивидов действуют во взаимодействии" (нем.).
[346] * См. подробнее: Зиммель Г. Социология; Де-Роберти. Новая постановка вопросов социологии; Гумплович. Основы социологии; Гиддингс. Основы социологии; Тард. Законы подражания; Уорд. Чистая социология; Дюркгейм. Метод социологии; Штаммлер. Хозяйство и право; Драгическо. Du role de l'individu; Бугле. La democratie devant la science.
[347] Для ясности дальнейшего привожу определение понятия по Зигварту. " Понятие в логическом смысле, — говорит он, — отличается от возникшего в естественном течении мышления и обозначенного посредством слова общего представления своим постоянством, не выдающей исключений неизменной определенностью и надежностью и общезначимостью своего словесного обозначения" ( Зигварт. Логика. Т. • С. 278).
[348] См. об этом великолепные страницы первой главы Е. В. Де-Роберти "Sociologie de Taction" (П., 1908); Драгическо "De role de l'individu dans le determinisme sociale"; вообще я здесь принужден за неимением места ограничиться сказанным, интересующихся отсылаю к указанным работам.
[349] Уорд Л. Очерки социологии. М., 1901. С. 75.
[350] * "Творить понятия и есть высшая цель всех подлинных обществ. Абстракция и социальное сохранение есть в строгом смысле синонимы".
[351] *— самое основание (лат.).
[352] Revue philosophique. 1911. № 11. С. 451.
[353] * "понимание общественной пользы" (нем.).
[354] См. Л. И. Петражицкого "Введение в изучение теории права и нравственности" и "Теорию права", в частности т. 2, с. 757.
[355] Для понимания этого символизма см. работы профессора М. А. Рейснера, в частности его "Государство".
[356] Указатель включает имена мыслителей и исследователей XIX и XX веков, работы которых имели концептуальное значение для эволюции взглядов П. А. Сорокина.
|
|