Ребь Стэйтс Билдинг, Дом Крайслера, Радио-сити — крупнейшие небоск-

гг и' "Ьн>Иорка. Фирменный небоскреб компании Крайслер строился в 1928—1930 ^ью^й070*17 он из 77 этажей. Эмпайр Стэйтс Билдинг — самый крупный небоскреб 193К рка и Америки, строился всего 14 месяцев — с февраля 1930-го по апрель Ной занимает центральное положение в городе, а его вершина стала популяр-

102 г ^Рвационной точкой, откуда наблюдают панораму Нью-Йорка с высоты

10 этажа.

[304] * проявление силы (фр.).

[305] * шедевр (фр.).

[306] * первые среди равных (лат.).

[307] * "Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении 1

— основное положение сенсуалистов, сформулированное английским Дж. Локком (1632—1704) в его трактате "Опыт о человеческом разуме"П душе * что впервые эта мысль была высказана Аристотелем в его сочинении ^ечес- Немецкий философ Г.-В. Лейбниц осудил Локка. В трактате "Новый опыт чел кого разума", не отвергая в принципе это сенсуальное положение, он вводИТиениЯх' априорный элемент: "Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ошу кроме самого сознания".

[308] * "Лови день" (лат.), то есть пользуйся сегодняшним днем, лови мгновсня Девиз эпикурейства. „

Время бежит, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними '^^яс- Измененная форма стихотворной строки, приписываемой немецким поэтоМ^я часть дения Матвеем Борбонием франкскому императору JIотару I (IX в.). ^P^LqkH й3 фразы — "время бежит" — представляет собой сокращенный вариант стр^ "Георгики" Вергилия: "Между тем бежит, бежит безвозвратное время" ^, морФ°3'

[310] * всепожирающее время (лат.). Часть стихотворной строки из ' ^e^a3PyuiaefC Овидия: "Время — снедатель вещей — и ты, о завистница старость, все pa Р вы" (XV, 23Ф-235).

[311] %

г % ^ожДество сознания и вселенной (лат.). 'Всеобщее — суть слова" (лат.).

[313] * Знать, чтобы властвовать (фр.).

[314] Об этом подробнее см. в моей книге "Социокультурная динамика". Т. 4. Гл. 6.

* мировоззрение (нем.).

[316] * Знать, чтобы предвидеть; предвещать, чтобы властвовать (фр.).

[317] * знать, чтобы властвовать (фр.).

[318] * знать, чтобы предвидеть (фр.).

[319] * высшее благо (лат.).

[320] См. об этом подробнее мою "Social and Cultural Dynamics", vol. 2, ch. 13

[321] * божеское право, священный закон (лат.).

[322] *Да будет посвящен божеству (лат.). Сакральная формула либо значила благословение, либо проклятие, в зависимости от божественного адресата.

[323] * Да будет посвящен божеству (jtam.).

[324] * верховный жрец (лат.).

[325] * публичные ауспиции (лат.), т. е. наблюдения за полетом вещих птиц или за их криком, клевом и т. п., для составления гаданий, предсказаний по ним.

[326] См. об этом подробнее мою "Social and Cultural Dynamic", vol. 2, ch. 15; vo • ch. 5.

[327] Более подробное изложение и критику понятия прогресса см. в моей статье_ вопросу об эволюции и прогрессе** (Вестник психологии, криминальной антро логии и гипнотизма. 1911. Т. 8. Вып. 3. С. 67—95).

[328] * Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

[329] "Клубы самоубийц" не есть только наше злободневное явление. Таковые имелись и за границей. См.: Diendonne. Archif fiir Kulturgeschichte. 1903. Bd. 1. S. 367.

[330] * Имеется в виду: Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. М., 1909; Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1897; Тирд Г. Социальная логика. Спб., 1901; Его же. Социальные законы. Спб., 1906; Gumplovicz L. Der Rassenkampf. Innsbruck, 1883; Bougie С. La democratie devant la science. P., 1904.

[331] * Имеется в виду: Ковалевский М. М. Современные социологи. Спб., 1905; & же. Прогресс // Вестник Европы. 1912, № 2; Бугле С. Эгалитаризм (Идея равенствам Социологический этюд. Одесса, 1905.

[332] *De-Roberty Е. Quest-ce que le propres? P., 1898.

[333] * подразумеваемым образом, неявно (лат.). м,,

[334] * "Счастье, как цель, а не как сопутствующее или неизбежное следствие* (rP'i^ См. подробнее рецензию Сорокина: A. Naville. La matiere du devoir (Навилль. Матер долга. Revue philosophique. P., 1911. Т. 71. P. 113—127) // Вестник психологи»», криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Т. 9. Вып. 2. С. 99—100.

[335] Спенсер Г. Научные основания нравственности. Спб., 1896.

[336] * непременное условие (лат.).

[337] * Попытку подобного синтеза П. А. Сорокин предпринимает в десятой главе Сноей монографии "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд основных формах общественного поведения и морали" (Спб., 1914. С. 44—453).

17 Питирим Сорокин 513

[338] Ковалевский М. М. Современные социологи. Спб., 1905. С. 8.

[339] См. об этом типе в "Социологии" Г. Зиммеля, гл. "Die quantitative Bestimmtheit der Gruppe".

[340] Летурно Ш. Основания нравственности. С. 34; Его же. Evolution juridique. Р-» 1891. С. 7—12.

[341] См.: Оствальд В. Die Energetischen Grundlagen der Kulturwissenschaft. Leipzig 1909.

[342] Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. Т. 1. С. 6—7.

[343] Там же.

[344] См. об этом: Петражицкий Л. И. Введение в изучение теории права и нравст­венности. Спб., 1907.

[345] * "существует тогда, когда множество индивидов действуют во взаимодейст­вии" (нем.).

[346] * См. подробнее: Зиммель Г. Социология; Де-Роберти. Новая постановка вопросов социологии; Гумплович. Основы социологии; Гиддингс. Основы социоло­гии; Тард. Законы подражания; Уорд. Чистая социология; Дюркгейм. Метод социо­логии; Штаммлер. Хозяйство и право; Драгическо. Du role de l'individu; Бугле. La democratie devant la science.

[347] Для ясности дальнейшего привожу определение понятия по Зигварту. " Поня­тие в логическом смысле, — говорит он, — отличается от возникшего в естественном течении мышления и обозначенного посредством слова общего представления своим постоянством, не выдающей исключений неизменной определенностью и надеж­ностью и общезначимостью своего словесного обозначения" ( Зигварт. Логика. Т. • С. 278).

[348] См. об этом великолепные страницы первой главы Е. В. Де-Роберти "Sociologie de Taction" (П., 1908); Драгическо "De role de l'individu dans le determinisme sociale"; вообще я здесь принужден за неимением места ограничиться сказанным, интересу­ющихся отсылаю к указанным работам.

[349] Уорд Л. Очерки социологии. М., 1901. С. 75.

[350] * "Творить понятия и есть высшая цель всех подлинных обществ. Абстракция и социальное сохранение есть в строгом смысле синонимы".

[351] *— самое основание (лат.).

[352] Revue philosophique. 1911. № 11. С. 451.

[353] * "понимание общественной пользы" (нем.).

[354] См. Л. И. Петражицкого "Введение в изучение теории права и нравственности" и "Теорию права", в частности т. 2, с. 757.

[355] Для понимания этого символизма см. работы профессора М. А. Рейснера, в частности его "Государство".

[356] Указатель включает имена мыслителей и исследователей XIX и XX веков, работы которых имели концептуальное значение для эволюции взглядов П. А. Сорокина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: