Facebook

Крупнейшие сети

В разных регионах мира популярность разных социальных сетей варьируется. Так, сети MySpace, Facebook, Twitter и LinkedIn более популярны и распространены в Северной Америке; среди русскоязычных самые распространенные –

· ВКонтакте

  • Одноклассники.ru
  • Мой Мир@mail.ru
  • Мой Круг
  • ЖЖ
  • В кругу друзей
  • Мир тесен
  • Я.ру

Англоязычные

  • Facebook (есть русскоязычный интерфейс)
  • Twitter (есть русскоязычный интерфейс)
  • Badoo (есть русскоязычный интерфейс)
  • Flickr
  • Last.fm (есть русскоязычный интерфейс)
  • LinkedIn (есть русскоязычный интерфейс)
  • MySpace (есть русскоязычный интерфейс)
  • XING (есть русскоязычный интерфейс)
  • Bebo (англ.)
  • YouTube (есть русскоязычный интерфейс)
  • Match.com
  • MyAnimeList
  • Habbo Hotel
  • Google+ (есть русскоязычный интерфейс)
  • Tagged.com
  • Avaaz (есть русскоязычный интерфейс)
  • Friendster (есть русскоязычный интерфейс)

Facebook

Наибольшая социальная сеть на данный момент, насчитывающая 500 миллионов пользователей по всему миру. Facebook стал уникальным интернет-ресурсом, объединившем вокруг себя уже имеющиеся в реальной жизни сообщества – студентов вузов, одноклассников, просто друзей, которые смогли поддерживать связь, обмениваться информацией о себе, делиться событиями жизни. Но этим Facebook не ограничивается, вступив в группу по интересам, легко можно найти новых друзей и единомышленников! Здесь есть игры, музыка, приложения, а с недавнего времени и прокат фильмов (Как известно, в первую очередь Facebook зарабатывает деньги на размещении интернет-рекламы, в чем конкурирует с Google, Yahoo, Microsoft). Тем не менее, он начал осваивать другие направления бизнеса, такие как распространение виртуальных товаров через игры и приложения. Кроме того, 8 марта 2011 года на Facebook был запущен тестовый проект по прокату фильмов медиакорпорацией Time Warner, что делает ее первой медиа компанией, показывающей фильмы через социальную сеть. Продавая фильмы через Facebook, Time Warner открыл новую возможность дохода для обеих компаний. Пользователи будут использовать свои кредиты, чтобы купить или арендовать фильмы. Это естественно будет способствовать увеличению трат пользователей в Facebook. Если в 2010 году один зарегистрированный пользователь в США тратил на игры и приложения в среднем $0,8, то благодаря прокату его траты могут увеличиться до $2,6. И одно только это обстоятельство увеличит собственный капитал Facebook с 45 до 52 млрд. долларов).

А возможности Facebook для бизнеса просто неограниченны: контекстная реклама, корпоративные странички, выход на потенциальных клиентов через их интересы, поиск новых сотрудников…

История социальной сети Facebook началась 4 февраля 2004 года, когда ее основателю, учащемуся Гарвардского университета, Марку Цукербергу не исполнилось и 20 лет. Талант юного компьютерного гения еще в его школьные годы разглядели такие гиганты, как компании Nullsoft и Microsoft. Первой пришелся по вкусу написанный Марком плагин к медиаплейеру Microsoft, который анализируя музыкальный вкус пользователей, составлял плейлисты из треков в музыкальной библиотеке на основании этого анализа. Компания Nullsoft, занимающаяся выпуском программы WinAmp, даже готова была заплатить 2 млн. долларов за плагин, но Цукерберг отказался. А Microsoft, увидев невероятный потенциал парня, стремилась заполучить его в качестве программиста сразу после окончания школы, но он также ответил отказом и отправился учиться в Гарвардский университет.

В Гарварде Марк отменно учился, однако руководству университета он скорее запомнился скандалами, периодически возникающими вокруг него. Сначала он взломал сервер университета для своего небольшого приложения. Не брезгуя хакерскими приемами, он получил доступ к университетской базе данных, содержащей основные сведения о студентах, включая фотографии. Суть приложения под названием Facemash состояла в том, что из двух предоставляемых фотографий студенток, пользователям нужно было выбрать более симпатичную. За это Цукерберг предстал перед дисциплинарной комиссией и получил выговор, но при этом комиссией был отмечен его талант программиста.

В то же время Марка Цукерберга не покидала мысль создать свой масштабный проект. Именно в университете ему пришла идея Facebook. Ну или он ее позаимствовал, когда работал над проектом HarvardConnection.com по заказу других студентов Гарварда братьев-близнецов Винклвосс. Через некоторое время Марк заявил, что не сможет закончить сайт, и на этом их сотрудничество закончилось. Вскоре на свет появился Facebook, что вызвало возмущение братьев, утверждавших, что Цукерберг украл их идею. Кстати говоря, название Facebook появилось гораздо раньше, еще в школьные годы Марка. В престижной частной школе Phillips Exeter Academy, где он учился, каждый поступающий получал свою копию студенческого справочника, где были фотографии, телефоны и адреса всех одноклассников. Справочник назывался «The Photo Address Book», но слишком длинные названия не для студентов, и все его называли не иначе, как «The Facebook».

Итак, для работы над собственным проектом Марк Цукерберг собрал команду, в которую вошли программисты Дастин Московиц и Крис Хьюз, а также первый финансовый директор проекта Эдуардо Саверин. Первоначально сайт имел адрес thefacebook.com и был запущен только для студентов Гарвардского университета. Предполагалось, что The Facebook будет уникальным информационным ресурсом, содержащим сведения об учащихся университета, предоставленные ими же самими, который позволяет им общаться между собой. Когда проект был готов, его реклама была разослана на почтовые адреса всех, кто учился в Гарварде. Так с помощью старого доброго спама, и взломанной базы данных, The Facebook получил свою первую аудиторию. С первых же часов появления в сети, сайт стал приобретать популярность. За три недели в нем была зарегистрирована половина студентов Гарвардского университета. И тогда же начались споры об авторских правах на проект. Братья Винклвосс, а также их друг Дивья Нарендра утверждали, что Марк Цукерберг украл у них ряд идей и наработок при создании Facebook, когда они привлекли его для создания HarvardConnection.com. В результате против Марка Цукерберга был подан иск о плагиате. Судебные тяжбы длились несколько лет, которые, казалось, закончились после того, как компания Facebook выплатила компенсацию 65 млн. долларов. Однако в конце 2010 года скандал разгорелся с новой силой, неуемные близнецы снова подали иск, оспаривая сумму компенсации, но в этот раз суд стал на сторону Цукерберга. Невзирая на бесконечные судебные разбирательства, сайт продолжал набирать обороты: уже к весне 2004 года The facebook подключил к своей сети все университеты престижной "Лиги плюща". Вслед за этим к Facebook присоединились другие вузы США. Тогда Цукерберг зарегистрировал компанию как юридическое лицо и стал ее генеральным директором.

Как и любому проекту, для развития Facebook необходимы были инвестиции. Скромного финансирования Эдуардо Саверина (первого финансового директора проекта) было уже недостаточно, поэтому летом 2004 года Цукерберг знакомится с Шоном Паркером, который был скандально известен, как создатель файлообменной сети Napster, из-за постоянных судебных тяжб со звукозаписывающими компаниям, которые его и обанкротили. Но у него остались многочисленные связи в Силиконовой долине, благодаря чему уже в сентябре facebook получила первого крупного инвестора. Это был Питер Тиль, основавший крупнейшую электронную платежную систему PayPal, который выделил $ 500 тыс. на развитие социальной сети. После этого первый финансист команды The Facebook Эдуардо Саверин был успешно "кинут" Марком Цукербергом. Что ж, вряд ли кому-то удалось стать миллиардером, никого при этом не обманув и ничего не украв, пусть даже идею.

Не прошло и года после образования ресурса, как число зарегистрированных в нем пользователей перевалило за миллион. Социальная сеть продолжала активно развиваться, а число ее участников расти в геометрической прогрессии. В августе 2005 года всего за $ 200 000 был выкуплен домен facebook.com, таким образом, в названии компании был отброшен артикль "The" и она стала официально называться Facebook. После этого на сайте могли регистрироваться учащиеся иностранных вузов, к Facebook присоединились студенты из Канады, Великобритании, Мексики, Австралии и других стран. В Facebook регистрировалось до 20 000 новых участников ежедневно. В результате к концу 2005 года в соцсети было зарегистрировано 5,5 млн. пользователей.

На тот момент у Facebook была довольно качественная аудитория, ведь зарегистрироваться мог только пользователь, гипотетически относящийся к образовательному сектору, то есть имеющий почтовый ящик с соответствующим расширением.edu. Но Цукерберг решил, что следующим шагом в развитии Facebook должна быть отмена ограничения регистрации. Если раньше соцсетью пользовались только молодые люди 20-25 лет, то теперь целевая аудитория сети охватывала пользователей от 10 до 80 лет! Это послужило серьезным толчком к выходу Facebook в лидеры мирового Интернета.

Когда число пользователей Facebook достигло 50 млн. человек, заманчивые предложения о покупке компании стали литься рекой! Но Марк Цукерберг отвечал всем отказом, в том числе и компании Microsoft которая делает предложение о покупке Facebook за 8 млрд. долларов, но после отказа Цукерберга, выкупает 1,6% долю акций компании за $ 260 млн., а после заключения контракта получает и право на эксклюзивную рекламу в Facebook до 2011 года. Сам Билл Гейтс зарегистрировался в Facebook, но желающих пообщаться с #1 в списке Forbes оказалось слишком много, поэтому он вскоре удалил свой аккаунт.

Facebook продолжал стремительно наращивать аудитории, покоряя страны и континенты, причем перевод интерфейса на разные языки осуществляли сами пользователи через Приложение переводов, что вполне естественно – социальный перевод для социальной сети! Выйдя на первое место среди социальных сетей в США, Facebook стремился занять серьезные позиции за их пределами, попутно сражаясь с проектами-клонами. К примеру, в 2008 году Facebook судился с соц сетью StudiVZ, занимавшей лидирующие позиции в Германии, заявив, что эта сеть копирует их идею, интерфейсы, функциональность и вообще суть проекта. Однако продолжительная судебная битва ни к чему не привела, и конкуренты вынуждены были помириться.

В 2008 году была запущена русскоязычная версия Facebook. Но в России Facebook пока еще не удалось обогнать по популярности своих клонов "Вконтакте" и "Одноклассники", а тратить время и средства на новые судебные разбирательства Цукерберг, видимо, не собирается. Благодаря Facebook Марк Цукерберг в 2008 году стал самым молодым в истории миллиардером, войдя в список богатейших людей по версии журнала Forbes! Его состояние превысило 1,5 млрд. долларов. За свои достижения Марк Цукерберг стал "Человеком года 2010" по версии журнала "Time", благодаря тому, что "ему удалось сделать невероятное: объединить между собой более полумиллиарда человек в одной социальной сети, создать новую систему обмена информацией и тем самым изменить представление об отношениях людей во всем мире".

В заключении стоит сказать, что сама идея Facebook достигла своего пика – дальше возможен только количественный рост, расширение аудитории соцсети за счет экспансии в другие страны при условии грамотной стратегии менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: