Социальное государство и его основные функции. Концепция и реальность

Родоначальником термина «социальное государство» является немецкий ученый Лоренц фон Штейн, который определил его в конце XIX века как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти.

В отечественной научной литературе есть разные определения социального государства. В.А. Затонский считает, что социальное государство - это демократическое правовое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, признающее социально ориентированную политику важнейшим направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закрепленные в Конституции основные направления этой политики, благоприятствующие труду.

По мнению М.В. Каргаловой, социальное государство, наряду с выполнением основных функций классического государства (оборона, юстиция, правопорядок, административное управление) должно осуществлять свою политику с учетом интересов всех без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, обеспечивать стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях.

Нелюбин А.А. считает, что понятие «социальное государство» характеризует его конституционно-правовой статус и предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод каждого гражданина, соответствующие обязанности государства, которое служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия, создать условия для самореализации творческого потенциала личности.

П.К. Гончаров констатирует: «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности»5.

На основе опыта европейских стран (Германия, Швеция, Норвегия и др.) можно выделить характерные признаки социального государства:

- наличие среднего класса с относительно высоким уровнем жизни;

- отсутствие социальной поляризации общества и крайней дифференциации доходов различных слоев населения;

- государственные социальные гарантии и пособия (на образование и медицинскую помощь, достойные пенсии, предоставление нуждающимся социального жилья и т.п.);

- значительная роль государства в перераспределении доходов, стимулировании технического прогресса, развитии инфраструктуры.

Кроме этого выделяются такое признаки:

- демократическая организация государственной власти;

- высокий нравственный уровень граждан;

- правовое развитие государства;

- существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведение социально ориентированной политики;

- ярко выраженная социальная направленность политики, что проявляется в раз.

работке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;

- наличие развитого социального законодательства.

После Второй мировой войны, ознаменовавшийся были выделены различные модели социального государства и государства всеобщего благосостояния:

- позитивное государство социальной защиты;

- государство социальной защиты;

- социальное государство всеобщего благосостояния;

- либеральное социальное государство;

- консервативное социальное государство;

- социал-демократическое социальное государство.

Данные модели имеют целый ряд специфических признаков и черт, однако и определенные парные пересечения: и та и другая школа к первой категории относят США и Великобританию, ко второй - Германию и Францию, к третьей - Швецию, Норвегию, Данию и другие страны.

Наиболее радикальные взгляды данного научного направления принадлежат А. Мюллеру-Армаку, который уравнивал в значимости социальную и экономическую политику государства и ратовал за прямое перераспределение доходов для реализации социальных функций и достижения социальных целей государства.

Другие исследователи выделяют такие модели социального государства:

- либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

- корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

- модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания.

Завьялов В. выделяет такие модели социального государства:

- немецкая модель Бисмарка социального страхования и договорное профессионально-отраслевое регулирование зарплаты и страховых тарифов по обязательному социальному страхованию.

- английская модель У.Бевериджа государственных гарантий обеспечения базовых условий воспроизводства человеческих сил и договорного регулирования зарплаты.

- шведская модель государства всеобщего благосостояния активной политики по созданию рабочих мест, централизованного регулирования зарплаты и дополнительного социального страхования работающих и членов их семей.

Таким образом, существует разнообразное множество определений социального государства, но все исследователи усматривают главным в нем проведение социальной политики. При этом, основополагающие признаки социального государства вытекают непосредственно из определения социального государства, как-то: социальная защита и др. Существует несколько моделей социального государства: либеральная, корпоративная и модель, в основе которой лежит ответственность всего общества. Кроме этого, выделяют такие модели социального государства, как: позитивное государство социальной защиты, государство социальной защиты, социальное государство всеобщего благосостояния, либеральное социальное государство, консервативное социальное государство, социал-демократическое социальное государство. Многие моделями социального государства называют немецкую модель Бисмарка, английскую модель У. Бевериджа, шведскую модель.

Серьезным вкладом в становление идей социального государства являются работы Э. Дюркгейма, Г. Гегеля, М. Вебера, И. Ильина, И. Канта и др. Появление их работ явилось реакцией на возрастающую социальную роль государства в регулировании общественных отношений, все большего осознания необходимости для государства согласовывать свои действия с правом, ориентироваться на принципы социальной справедливости. Государство, например, по И. Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Их с полным основанием можно рассматривать в качестве общефилософского фундамента, обеспечившего формирование современного понимания социального государства.

При рассмотрении общих вопросов государственного строительства, конкретных проблем социального государства можно опирался на труды ученых в области теории права и государственного строительства С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, М.В. Баглая, А.Б.Венгерова, А.В.Васильева, Р.В. Енгибаряна, Л.М. Карапетяна, Д.А. Керимова, А.В Корнева, Ю.К.Краснова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Ю.И.Лейбо, Г.В.Мальцева, Л.С.Мамута, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, И.А.Умновой, Т.Я. Хабриевой, Б.С. Эбзеева, ученых-экономистов Д.В.Валового, Н.А.Волгина, Н.Н.Гриценко, С.В.Калашникова, В.А.Каменецкого, Д. Ф. Шавишвили, А.А. Шулуса, социологов и политологов В.Э.Байкова, К.И.Микульского, Г.А.Николаева, Е.В.Охоткого, Н.М. Римашевской, В.Г.Смолькова, Ф.И. Шаркова и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: