Правовое государство: предпосылки формирования и основные признаки

Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века (в трудах К.Т.Велькера, Р. Фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение.

В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился, как было упомянуто выше, уже в античном мире и в средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического и антиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав всех человека, поиск различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом.

При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода.

В этой связи можно предложить следующие определения правового государства - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества.

Некоторые авторы отмечают, что в российской юридической науке до сих пор господствует позитивистский тип правопонимания, о чем свидетельствует определение понятия права, соединяющее в одной дефиниции в принципе несовместимые характеристики. С этой теоретической позиции правовое государство допускается лишь как государство законности.

Конституция РФ в гл. 1. фиксирует, что Россия - правовое государство. Но это еще не осуществленная реальность, а скорее направление движения, цель Российской Федерации.

Предпосылки формирования правового государства:

1. Обеспечение хорошего материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.

3. Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.

4. Укрепление судебной системы, широкое введение суда присяжных.

5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.

6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.

7. Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.

8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.

9. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:

а) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.

б) Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.

г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

В отечественной юридической литературе, начиная с конца 80-х гг. XX в., принципы правового государства были исследованы достаточно широко. Однако до сих пор не достигнуто единства в понимании принципов правового государства, в определении их количества и содержания отдельных принципов. Такая же ситуация складывается и в сфере исследования механизмов реализации принципов правового государства.

В современных условиях ряд принципов правового государства претерпевает значительную трансформацию, в частности это касается принципа разделения властей. Следовательно, речь должна идти и об изменениях традиционных правовых средств, входящих в механизм реализации соответствующих принципов правового государства.

Труды выдающихся мыслителей Нового времени, разрабатывавших концепцию правового государства в Западной Европе: Гегеля, И. Канта, Д: Локка, Ж.-Ж: Руссо, а также работы по проблемам правового государства русских юристов: Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Б.Н. Чичерина широко освещают проблематику правового государства.

Этому же вопросу посвящены труды современных отечественных ученых: Ю.Е. Аврутина, С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, Ю.Я. Баскина, Г.Г. Бернацкого, В.М. Боера, А.Б. Венгерова, Ф.М. Городинца, Э.П. Григониса, П.П. Глущенко, С.Б. Глушаченко, B.C. Нерсесянца, P.A. Ромашова, В.А. Сапуна, A.B. Стремо-ухова, И.Л. Честнова, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: