Социальный аудит

Для воплощения идей, пронизанных духом социальной ответственности, в конкретные действия необходимы тщательное планирование программ и контроль их выполнения. Многие компании разрабатывают, осу­ществляют и оценивают свои мероприятия в рамках социально ответст­венного маркетинга при помощи приема, известного под названием со­циальный аудит. Социальный аудит представляет собой системати­ческую оценку целей, стратегий и деятельности организации в сфере со­циальной ответственности. Зачастую программы чистого и социально ответственного маркетинга объединяются в единую программу. Так пос­тупают, например, в компании McDonald's. Осознание этой фирмой нужд семей, в которых есть дети, страдающие хроническими или временными заболеваниями, нашло свое выражение в открытии 130 «Домов Рональда Макдональда». Эти заведения, располагающиеся вблизи медицинских лечебных центров, дают возможность членам семьи оставаться рядом с ребенком, пока тот проходит курс лечения. Социальный аудит состоит из пяти этапов:

1. Осознание социальных запросов компании и обоснование целесо­образности включения компании в сферу социально ответственно­го маркетинга.

2. Определение социальных задач или программ компании, согласу­ющихся с ее стратегической целью.

3. Определение целей и приоритетов компании в рамках ее прог­рамм и направлений деятельности.

4. Четкое указание типа и объема ресурсов, необходимых для реше­ния социальных задач.

5. Оценка выполнения социальных программ и мероприятий и опре­деление задач на будущее.

Начиная с 1989 года во всем мире наблюдается повышенный интерес к концепции социальной ревизии в сфере экологических проблем. Имен­но в том году нефтяной танкер Valdez, принадлежащий компании Еххоп, разлил 11 млн галлонов сырой нефти в заливе Принца Уильяма у берегов Аляски. Эта авария привела к гибели десятков тысяч птиц и млекопи­тающих, вызвав загрязнение тысячемильной береговой линии Аляски. Вскоре после этого происшествия коалиция стран, выступающих за эко­логически ответственное ведение хозяйственной деятельности, разрабо­тала руководящие установки, призванные обратить внимание на экологи ческие проблемы и ответственность корпораций'". Эти установки, полу­чившие название «Принципы Вальдеза», поощряют компании: 1) устра­нять загрязняющие вещества, сокращать до минимума вредные отходы и бережливо относиться к невозобновляемым природным ресурсам;

2) поставлять на рынок экологически безвредные товары и услуги.;

3) разрабатывать соответствующие меры на случай аварий и компенси­ровать ущерб, нанесенный природной среде; 4) включать в совет дирек­торов специалиста по охране окружающей среды, назначать руководи­теля, ответственного за решение экологических вопросов, и разрабаты­вать программу экологической ревизии своих международных операций с таким расчетом, чтобы они были доступны для общественной провер­ки. Сегодня многие компании придерживаются этих принципов и имеют в своем штате руководителей, отвечающих за проведение в жизнь эколо­гической политики. Однако экологические нарушения продолжаются. Компания Rockwell International была недавно оштрафована на $18,5 млн за незаконный сброс отходов. Еще $200 млн компания израсходовала на очистку загрязненной территории2".

В России тоже действует достаточно строгое экологическое законо­дательство. Несколько хуже обстоит дело с его соблюдением. Тем не менее ситуация меняется к лучшему. Так, 17 февраля 2000 года впервые в истории нашей страны в Верховном суде было выиграно дело по защи­те общественных экологических интересов. Высший суд государства не только принял и рассмотрел иск граждан, обжаловавших решения пра­вительства РФ, но и вынес решение в пользу истцов. Предметом спора были двенадцать распоряжений правительства РФ о переводе земель с лесами первой группы в нелесные земли для различных хозяйственных целей: от строительства промышленных предприятий до размещения свалок, рынков, кладбищ, садоводческих товариществ и коттеджей.

Строгие экологические требования предъявляются в России и к про­дукции, представляемой на различные конкурсы. Чтобы войти, напри­мер, в число «Ста лучших товаров России», продукт должен отвечать це­лому комплексу требований, среди которых есть и такое: отсутствие рек­ламаций со стороны потребителей и Госнадзора по показателям безо­пасности, в первую очередь экологической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: