Для воплощения идей, пронизанных духом социальной ответственности, в конкретные действия необходимы тщательное планирование программ и контроль их выполнения. Многие компании разрабатывают, осуществляют и оценивают свои мероприятия в рамках социально ответственного маркетинга при помощи приема, известного под названием социальный аудит. Социальный аудит представляет собой систематическую оценку целей, стратегий и деятельности организации в сфере социальной ответственности. Зачастую программы чистого и социально ответственного маркетинга объединяются в единую программу. Так поступают, например, в компании McDonald's. Осознание этой фирмой нужд семей, в которых есть дети, страдающие хроническими или временными заболеваниями, нашло свое выражение в открытии 130 «Домов Рональда Макдональда». Эти заведения, располагающиеся вблизи медицинских лечебных центров, дают возможность членам семьи оставаться рядом с ребенком, пока тот проходит курс лечения. Социальный аудит состоит из пяти этапов:
1. Осознание социальных запросов компании и обоснование целесообразности включения компании в сферу социально ответственного маркетинга.
2. Определение социальных задач или программ компании, согласующихся с ее стратегической целью.
3. Определение целей и приоритетов компании в рамках ее программ и направлений деятельности.
4. Четкое указание типа и объема ресурсов, необходимых для решения социальных задач.
5. Оценка выполнения социальных программ и мероприятий и определение задач на будущее.
Начиная с 1989 года во всем мире наблюдается повышенный интерес к концепции социальной ревизии в сфере экологических проблем. Именно в том году нефтяной танкер Valdez, принадлежащий компании Еххоп, разлил 11 млн галлонов сырой нефти в заливе Принца Уильяма у берегов Аляски. Эта авария привела к гибели десятков тысяч птиц и млекопитающих, вызвав загрязнение тысячемильной береговой линии Аляски. Вскоре после этого происшествия коалиция стран, выступающих за экологически ответственное ведение хозяйственной деятельности, разработала руководящие установки, призванные обратить внимание на экологи ческие проблемы и ответственность корпораций'". Эти установки, получившие название «Принципы Вальдеза», поощряют компании: 1) устранять загрязняющие вещества, сокращать до минимума вредные отходы и бережливо относиться к невозобновляемым природным ресурсам;
2) поставлять на рынок экологически безвредные товары и услуги.;
3) разрабатывать соответствующие меры на случай аварий и компенсировать ущерб, нанесенный природной среде; 4) включать в совет директоров специалиста по охране окружающей среды, назначать руководителя, ответственного за решение экологических вопросов, и разрабатывать программу экологической ревизии своих международных операций с таким расчетом, чтобы они были доступны для общественной проверки. Сегодня многие компании придерживаются этих принципов и имеют в своем штате руководителей, отвечающих за проведение в жизнь экологической политики. Однако экологические нарушения продолжаются. Компания Rockwell International была недавно оштрафована на $18,5 млн за незаконный сброс отходов. Еще $200 млн компания израсходовала на очистку загрязненной территории2".
В России тоже действует достаточно строгое экологическое законодательство. Несколько хуже обстоит дело с его соблюдением. Тем не менее ситуация меняется к лучшему. Так, 17 февраля 2000 года впервые в истории нашей страны в Верховном суде было выиграно дело по защите общественных экологических интересов. Высший суд государства не только принял и рассмотрел иск граждан, обжаловавших решения правительства РФ, но и вынес решение в пользу истцов. Предметом спора были двенадцать распоряжений правительства РФ о переводе земель с лесами первой группы в нелесные земли для различных хозяйственных целей: от строительства промышленных предприятий до размещения свалок, рынков, кладбищ, садоводческих товариществ и коттеджей.
Строгие экологические требования предъявляются в России и к продукции, представляемой на различные конкурсы. Чтобы войти, например, в число «Ста лучших товаров России», продукт должен отвечать целому комплексу требований, среди которых есть и такое: отсутствие рекламаций со стороны потребителей и Госнадзора по показателям безопасности, в первую очередь экологической.