Образование и самообразование

Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и развитию знаний, умений и навыков. Если они приобретаются человеком самостоятельно, то говорят о его самообразовании. Цель образования – приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение и передача её культурного наследия, подготовка к самостоятельной деятельности. От качества образования во многом зависят темпы экономического и политического развития общества, его нравственное здоровье.

Основными функциями образования являются: 1) экономическая (формирование экономических знаний и компетенций); 2) социальная (социализация личности); 3) культурная (использование человеком ранее накопленной культуры); 4) укрепление национальной безопасности (на основе военного, экономического, экологического образования); 5) укрепление демократического общества (развитие личностных качеств человека.

Различают следующие виды образования: общее образование и профессиональное образование. В системе общего образования выделяют четыре уровня: 1) дошкольное; 2) начальное общее (1-4 классы); 3) основное общее (5-9 классы); 4) среднее общее (10-11 классы). В системе профессионального образования также выделяют четыре уровня: 1) среднее профессиональное; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Действующая система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, опыта практической деятельности при получении образования. Образование может быть получено 1) в учебном заведении, 2) в форме самообразования, 3) домашнего образования, 4) электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Образовательная политика реализуется на основе федеральных государственных образовательных стандартов. В образовательной политике в РФ соблюдаются следующие принципы:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях;

7) свобода выбора получения образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Реформирование российской школы в ХХI в. осуществляется по ряду направлений: а) демократизация системы обучения и воспитания; б) гуманитаризация и гуманизация; в) компьютеризация; г) интернационализация. При этом предполагается изменить организацию и технологию обучения с тем, чтобы превратить ученика в полноценного субъекта образовательного процесса; повысить эффективность и результативность образования; способствовать формированию устойчивых учебных компетенций (навыков и умений, универсальных учебных действий); стимулировать творчество учащихся, способствовать их нравственному совершенствованию.

Говоря о развитии современного образования, следует отметить его непрерывный характер, т.е. пожизненную продолжительность. Среди функций непрерывного образования выделяют: компенсирующую (восполнение пробелов в знаниях); развивающую (способствует развитию человека как личности); адаптивную (возможность подготовки и переподготовки в соответствии с меняющимися потребностями общества в тех или иных кадрах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: