Способ оценки трансакционных издержек в экономике в целом

Впер­вые попытку систематической оценки трансакционных издержек в эко­номике в целом предприняли Д. Норт и Дж. Уоллис. Ее результаты на­шли отражение в статье «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870—1970 годах». По сей день эта работа Д. Норта и Дж. Уол-лиса остается актуальной, несмотря на обилие литературы по трансакционным издержкам[13].

Для того чтобы оценить значение проведенных исследований и осознать грани­цы их применения, необходимо остановиться на методологии количественной оценки, которая напрямую связана с таким определением понятия трансакцион­ных издержек, которое используется Д. Нортом и Дж. Уоллисом в качестве ра­бочего.

Определенность трансакционных издержек и их эмпирического прототипа представлена через анализ четырех типов отношений и соответствующих им видов деятельности:

а) отношения между отдельными покупателями и продавцами;

б) внутрифирменные отношения;

в) производство услуг фирмами — посредниками различных видов;

г) отношения, связанные с защитой прав собственности.

А. Издержки трансакции для отдельных покупателей и продавцов

Предлагаемый перечень свидетельствует от том, что трансакционные издержки являются вездесущими, связанными со всеми типами поведения, предполагаю­щего взаимодействие между экономическими агентами.

Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и про­даже дома. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны поку­пателя. Трансакционные издержки включают:

-время на осмотр дома (ценность которого определяется через вмененные из­держки использования времени);

-затраты на получение информации о ценах, а также других вариантах по­купки дома;

-инвестиции в репутацию как необходимое условие демонстрации надежности для контрагента (что в теории игр известно как достоверность обещаний);

-гонорары юристам;

-нотариальные пошлины;

-уплата залога в случае согласия на покупку дома и т.п.

Следует отметить, что здесь возникает проблема в связи с появлением вторич­ных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который, в свою очередь, использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издер­жек покупки дома.

При продаже дома к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал его сам себе. Именно ценность права пользования, владения домом являются вмененными издержками его продажи. В трансакционные издержки продажи дома включают: 1) наем агента по прода­же недвижимости, 2) расходы на рекламу, 3) издержки, связанные с доказатель­ством надежности для контрагента (репутация), 4) время, затрачиваемое на де­монстрацию дома потенциальным покупателям, 5) страхование титула собст­венности.

При анализе сделки по покупке дома мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей их количественной оценки. Как уже отме­чалось, данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки, соответст­вующие ценности услуг юристов и риэлтеров. Оценка же времени на осмотр дома покупателем и соответствующие затраты времени продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вмененных издержек.

Видимые, наблюдаемые и измеряемые элементы трансакционных издержек бу­дут называться трансакционными услугами.

В дополнение к этому следует отметить, что речь здесь идет о трансакционных услугах в легальном секторе экономики. Таким образом, за пределами данной модели количественной оценки остаются и трансакционные услуги в теневой экономике. Такой подход вполне соответствует тому, который принят в системе нацио­нальных счетов. Более того, вполне возможно выделение как промежуточных, так и конечных трансакционных услуг, что оказывается необходимым во избе­жание двойного счета.

Б. Внутрифирменные трансакционные услуги

Переходя от анализа трансакционных издержек в связи с поведением отдельных экономических агентов (покупателей и продавцов) к анализу их в связи с пове­дением групп, следует отметить, что наряду с общими моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, когда рас­сматриваются трансакционные издержки в связи с внутрифирменными отноше­ниями, осуществлением внутрифирменных трансакций.

Предлагаются два варианта оценки трансакционных издержек.

1. Первый способ заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определенной иерархической структуры: меж­ду владельцами фирмы (собственниками) и менеджерами, менеджерами и контролерами (надзирателями), контролерами и рабочими. В качестве при­мера можно рассмотреть компанию Форда, который нанимает бухгалтеров, юристов, секретарей для координации, направления и контроля за своими обменами с управляющими. Управляющие также несут соответствующие из­держки, которых не было бы в том случае, если бы Форд производил авто­мобили для самого себя. Далее, управляющие используют аналогичный на­бор услуг для осуществления обменов с контролерами и т.д.

Следует только отметить, что структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. Чем он выше, тем более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации. Чем ниже этот уровень, тем выше доля издержек, связанных с контролем выполнения контрактов по найму.

2. Второй способ предполагает более простую схему: Форд (или акционеры)
как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производите­
лями автомобилей, то есть теми, кто сам участвует в процессе трансформа­
ции ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей
на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы, контроле­
ры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, кото­
рая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это
как раз и является существенной характеристикой трансакционных издер­
жек. Таким образом, все эти промежуточные звенья используются для коор­
динации, направления и контроля обменов с теми, кто напрямую обеспечи­
вает предоставление трансформационных услуг. Иногда издержки, связан­
ные с выполнением указанных видов деятельности, определяют как издерж­
ки управления или бюрократические издержки.

Вне зависимости от выбора схемы количественной оценки трансакционного сектора внутри фирм, необходимо, по мнению Д. Норта и Дж. Уоллиса, выпол­нение двух условий:

3. Выделение профессий, которые напрямую связаны с выполнением трансак­ционных функций:

а) приобретение ресурсов;

б) распределение производимого продукта;

в) координация и контроль за выполнением трансформационных функций.

4. Определение величины трансакционных издержек через вычисление зара­ботной платы занятых во внутрифирменном трансакционном секторе.

В. Трансакционные отрасли

Существует особая категория фирм, основная деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. Таким образом, если в рамках их деятельно­сти используются трансформационные услуги ресурсов, на уровне экономики в целом они все равно оцениваются как часть трансакционных издержек. К дан­ной категории фирм относятся посредники. Однако можно предложить и более точную спецификацию отраслей, в которых сгруппированы фирмы, оказываю­щие чистые трансакционные услуги или трансакционные услуги по преимуще­ству.

В так называемые трансакционные отрасли включены следующие группы фирм:

1. Финансы и операции с недвижимостью. Основная функция данных фирм —
обеспечение передачи прав собственности, включая поиск альтернатив, под­
готовку и осуществление сделок.

2. Банковское дело и страхование. Основная функция — посредничество в
осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и тре­
бований (неопределенных, асинхронных во времени и не соответствующих
по количеству и величине), а также снижение издержек, связанных с безо­
пасностью реализации прав собственности на соответствующие ресурсы. В
частности, один из наиболее важных видов страхования при осуществлении
сделки — это страхование титула собственности, например, на землю.

Принципиальное значение имеет выбранная точка отсчета для классификации издержек на трансакционные и трансформацион­ные. В качестве примера неинвариантности классификации издержек производ­ства можно использовать банковский сектор. Доходы, которые получает бан­ковский сектор за осуществление операций по расчетам, а также мобилизации и размещению временно свободных средств, являются измерителем трансакцион-ных издержек, поскольку банки обеспечивают координацию планов и действий экономических агентов по сбережению и инвестированию, с одной стороны, и взаимных расчетов — с другой.

Однако как только мы посмотрим на эту ситуацию с позиции банка, то окажет­ся, что часть дохода, которая должна идти на покрытие издержек, соответствует трансформационным издержкам, необходимым для оказания услуг клиентам. Таким образом, трансакционные издержки для одного экономического агента являются источником покрытия трансформационных издержек другого. В дан­ном случае имеет значение не только функциональное предназначение тех или иных ресурсов, но и контекст, в котором рассматривается их использование. Та­ким образом, здесь мы вновь сталкиваемся с частным случаем проблемы двой­ного счета.

3. Правовые (юридические) услуги. Основная функция соответствующих организаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля выполнения условий контрактов.

Поскольку существующая институциональная среда достаточно сложна, что выражается в значительных трудностях учета различных нормативных положений, относящихся к деятельности фирмы, для экономии на издержках использования существующей системы правил нанимают юристов.

Что касается квалификации транспорта как трансакционной или трансформаци­онной отрасли и соответственно транспортировки как трансакционной или трансформационной услуги, то решающее значение имеет способ определения блага. Если вещь определяется как благо с учетом того места, где будет проис­ходить его потребление, то транспортные издержки не могут быть отнесены к элементу трансакционных. В частности, если приобретаются материалы для строительства загородного дома, то данные материалы в магазине и на строи­тельной площадке — это разные блага. В этом моменте находит выражение принцип взаимодополняемости характеристик, делающих вещь благом.

4. Оптовая и розничная торговля. Более сложным оказывается вопрос об опто­вой и розничной торговле, которая включает как трансакционные, так итрансформационные услуги. К последним можно было бы отнести, например, хранение благ, которое аналогично транспортировке, только не в про­странстве, а во времени. В нашу задачу не входит специальное обсуждение данного вопроса, поэтому, следуя предложению Д. Норта и Дж. Уоллиса, мы будем относить услуги оптовой и розничной торговли к трансакционным.

Основываясь на сформулированной методологии количественной оценки трансакционных издержек, Д. Норт и Дж. Уоллис осуществили измерения их уровня в частном и общественном секторах эконо­мики США[13].

Согласно расчетам с использованием национальных счетов доля трансакционных услуг частного сектора в ВНП США увеличилась с 23 % в 1870 г. до 41 % в 1970 г., а государственного сектора – с 3,6 % в 1870 г. до 13,9 % в 1970 г., что в сумме составляет рост с 26,1 до 54,7 %. Часть этого роста объясняется перемещением ТАИ из внерыночной сферы на рынок, но другая часть представляла реальное инвестирование ресурсов. Авторы выделили три фактора увеличения трансакционного сектора в экономике США:

1) углубление специализации и разделения труда, умножающее совокупный объем меновых операций;

2) технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм;

3) усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором.

Измеренные или неизмеренные трансакционные издержки имеют большую ценность. Без них не могут быть адекватно поняты ни экономическое поведение, ни институциональные соглашения. Положительные трансакционные издержки приводят к следующим последствиям:

1) мешают, а в частных случаях полностью блокируют образование рынков;

2) препятствуют полной реализации взаимных выгод обмена, так как можно отказаться от тех благ, которые должны быть направлены на обеспечение обмена, а это тормозит получение экономической прибыли;

3) мешают реализации принципа сравнительного преимущества, лежащего в основе торговли и, следовательно, экономического роста;

4) затрудняют поиск новых возможностей использования известных ресурсов или открытие новых ресурсов при заданных альтернативах их применения;

5) препятствуют изменению существующих правил игры, выступая как издержки институциональной трансакции.

В целом понятие трансакционных издержек имеет ключевое значение в новой институциональной экономике. Становится возможным объяснение эволюции институтов, в том числе изменений, зависящих от предшествующего пути развития. Экономия трансакционных издержек рассматривается как стимул институциональной трансформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: