Курса Уголовного права

Уголовное право является одной из важнейших отраслей права в любом государстве, орудием борьбы с преступлениями, средством охраны от них наиболее важных общественных отношений данного государства. Как учебная дисциплина уголовное право относится к профилирующим дисциплинам, изучаемым на юридических факультетах. Знание уголовного права необходимо юристам любого профиля.

Методологической основой уголовного права являются положения Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека, Федеральных законов Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права. Нормативной основой уголовного права России является уголовное законодательство, состоящее из Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ «уголовное законодательство состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс». Полная кодификация уголовного законодательства отвечает традициям отечественного уголовного права. Этим оно выгодно отличается от многих зарубежных систем уголовного права, которые не являются кодифицированным законодательством – включают, помимо Уголовного кодекса уголовно-правовые нормы, находящиеся в различных актах других отраслей права.

УК РФ состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части регламентированы основные понятия и определения: принципы уголовного права, преступление, множественность преступлений, соучастие в преступлении, наказание и другие. Особенная часть представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, определяющих круг и юридические признаки преступлений, виды и размеры назначаемых за их совершение уголовных наказаний. Общая и Особенная части неразрывно связаны и не могут применяться друг без друга.

При изучении уголовного права следует учитывать его тесную связь с другими дисциплинами уголовно-правового цикла (криминологией, уголовным процессом, уголовно-исполнительным правом), что обусловливает необходимость использования содержащихся в них положений при подготовке к занятиям по уголовному праву.

Формами проведения занятий по уголовному праву являются лекции, семинары и практические занятия. Важную роль играет самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.

Лекции закладывают основы научных знаний, подводят теоретическую базу под изучаемую науку, знакомят учащихся с методологией исследования, указывают направления работы по всем остальным формам и методам учебных занятий.

Лекции необходимо конспектировать, при этом не следует записывать текст статей УК РФ, а нужно только делать на них ссылки. Студенты должен активно участвовать в лекции посредством устных и письменных вопросов к лектору. Слушая лекции, всегда следует задавать себе вопросы: почему и зачем принята норма закона? Какую цель при этом преследовал законодатель? Почему норма малоэффективна? и др.

Семинары призваны углублять теоретические знания, полученные на лекциях, и способствуют самостоятельной работе с нормативным материалом, опубликованной судебной практикой и юридической литературой. На семинарских занятиях студенты приобретают и закрепляют навыки излагать суть проблемы в устной форме, решать правовые вопросы; на семинарах проверяются знания, исправляются ошибочные суждения и выводы обучаемых.

Семинары проводятся путём дискуссий по вопросам, выносимым на обсуждение, путём сообщения докладов, рефератов, обсуждения рекомендуемых источников литературы, по типу «круглого стола» и преобладают при изучении Общей части уголовного права.

На семинарах от студентов требуются развёрнутые, аргументированные ответы, относящиеся к рассматриваемым проблемам, со ссылками на соответствующие законы, теоретические положения, разъяснения Верховного Суда РФ, РСФСР, СССР. Учащийся должен свободно ориентироваться в УК РФ и чётко понимать его содержание. При этом нужно постоянно следить за правильным применением сложившейся юридической терминологии. Например, нельзя употреблять вместо слов «осужден к пяти годам лишения свободы» словосочетание «дали пятилетний срок».

При обсуждении спорных моментов изучаемой темы студент может согласиться с точкой зрения автора или нет. Однако он обязан аргументировать свою точку зрения, и основой для этого является уголовный закон. В случаях, когда на занятии обнаруживаются ошибочные или неточные положения, пробелы уголовного закона или его толкования, их следует анализировать, но без лишней эмоциональности, без употребления таких терминов, как «глупость», «идиотизм» и т.п. Критика не должна перерастать в критиканство, в брань. Мало вскрыть ошибки или пробелы в юридической литературе – надо обосновать справедливость критических замечаний.

Практические занятия строятся на основе решения задач, проведении групповых упражнений, анализе опубликованных материалов судебной практики и преследуют цель закрепления и углубления теоретических знаний, полученных на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы. Практические занятия преобладают при изучении Особенной части уголовного права.

Самостоятельная работа учащихся.

В настоящее время в изучении уголовного права всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это объясняется тем, что постоянно возрастает количество учебного и научно-теоретического материала, которым необходимо овладеть обучаемым.

Основные цели самостоятельной работы: обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами; углубленное изучение отдельных вопросов уголовного права, как входящих, так и не входящих в обязательную программу курса, к которым обучаемый проявляет повышенный интерес; привитие интереса к юридической литературе, нормотворческой и правоприменительной деятельности; приобретение навыков самостоятельно изучать, анализировать и излагать изученный материал.

Уголовное право, как и любая отрасль права, живёт и реализуется не только в тексте закона, но и в его научном (доктринальном) и судебном толковании. Текст уголовного закона в этой триаде является определяющим, исходным ее компонентом. Однако правоприменитель не может обойтись без знания основ теории уголовного права (того фундамента, без которого переход к последующим этапам обучения непродуктивен), что достигается путём прочтения учебников, монографий, учебных пособий, научных статей в периодических изданиях и т.д.

Перед правоприменителем, работающим с конкретным уголовным делом, всегда встаёт вопрос о конкретном выражении буквы уголовного закона. Необходимо помнить, что уголовный закон наполняется реальным содержанием только через судебную практику по конкретным уголовным делам, и каждое судебное решение расширяет или, наоборот, сужает представление правоприменителя о содержании уголовно-правовой нормы. К тому же постановления судов часто являются образцом квалифицированного решения сложных проблем применения уголовного закона и убедительной аргументации. А в постановлениях Верховного суда РФ содержатся фактически обязательные для правоприменителя правила квалификации того или иного преступления (группы преступлений), назначения наказания и иные правила применения положений УК РФ. Поэтому при изучении уголовного права важно не допускать разрыва между текстом уголовного закона, его научным толкованием и судебной практикой, научиться применять теоретические знания в практической работе.

Изучающим уголовное право следует идти от знания основных положений Общей и Особенной частей к анализу конкретного случая; от решения конкретного случая к повторению и углублению знаний теории, нормативного материала, судебной практики. Тем самым обеспечивается системный характер получения знаний, приобретение необходимых навыков и умений применения уголовного закона; происходит разумное сочетание методов дедукции (движение знания от более общего к менее общему, частному) и индукции (от частного к общему).

Нормативный, учебный материал и судебную практику следует проработать не один раз, а минимум два-три раза. Имеется в виду не беглый их просмотр, а осмысливание и запоминание, что предполагает наложение на процесс изучение курса индивидуальных особенностей курсанта и слушателя, например, чтение вслух, подчёркивание, заметки на полях, вкладки с пометками, ведение картотеки литературы и т.п.

При изучении уголовного права особое внимание следует уделить глубокому уяснению содержания уголовного закона. Важнейшими институтами уголовного права являются преступление и наказание. Поэтому особенно тщательно следует проработать материал о преступлении, категориях преступлений, о составе преступления как основании уголовной ответственности, стадиях совершения преступления, соучастии в преступлении, о понятии, системе и видах наказания.

Заучивать на память номера статей УК РФ не следует. В то же время суть отдельных ключевых предписаний закона, таких как основание уголовной ответственности (ст. 8), понятие преступления (ч. 1 ст. 14), понятие соучастия в преступлении (ст. 32), понятие убийства (ч. 1 ст. 105), понятие хищения чужого имущества (примечание 1 к ст. 158) и других, необходимо знать чётко.

С момента вступления в силу УК РФ издано рекордное за всю историю уголовного права количество учебников, учебных пособий, комментариев к УК. К сожалению, количество не стало адекватным их качеству. Необходимо учитывать, что каждый учебник имеет свои какие-то особенности. В учебнике отдельные проблемы могут быть изложены очень хорошо, другие слабо. Для изучения уголовного права следует, проконсультировавшись с преподавателем, пользоваться изданиями, рекомендованными в качестве таковых, и написанными наиболее известными и авторитетными авторами.

Планы семинарских и практических занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: