Ключевые термины и понятия

Отраслевая структура национальной экономики Беларуси характеризуется соотношением между отдельными отраслями, сферами деятельности, межотраслевыми хозяйственными комплексами по показателям их доли в ВВП страны, стоимости основных средств, численности занятых. Сложившаяся отраслевая структура белорусской экономики обусловлена исторически, она формировалась эволюционным путем под влиянием множества объективных внутренних и внешних факторов, в числе которых факторы экономического потенциала Беларуси, изменения в глобальном экономическом окружении, развитие технологий.

Отраслевая структура экономики характеризуется опре­деленной устойчивостью, ее не просто изменить в течение ко­роткого промежутка времени, но в то же время в ней посто­янно происходят изменения, движущей силой которых яв­ляется конкуренция: одни предприятия, лидирующие в кон­курентной борьбе, наращивают масштабы производства, уве­личивают капитал и количество занятых, другие не выдер­живают конкуренции, сокращают объемы деятельности и в конечном итоге могут уйти с рынка.

Успех предприятий в конкурентной борьбе неслучаен, он имеет субъективную и объективную основу. Качество управления и предпринимательский талант руководителя могут проявляться независимо от отрасли специализации пред­приятия и создают субъективную основу конкурентоспособ­ности. Присутствует также совокупность факторов, включая наличие природных ресурсов, традиционные знания и уме­ния людей в определенной области, размещение предприя­тий в пространстве, которые имеют объективную природу и влияют на успех каждого предприятия в конкурентной борьбе. Именно данная группа факторов создает предпосыл­ки для успешного развития не отдельных предприятий, а це­лых отраслей экономики.

В современной глобальной экономической среде, для ко­торой характерно свободное перемещение товаров и капита­ла между странами, действие конкуренции переместилось с локального на мировой уровень, и от успеха каждого пред­приятия зависит не только положение отдельных отраслей, но и состояние всей экономики страны. Но не одна лишь кон­куренция определяет степень развития отраслей экономики, не менее важна роль правительства, которое посредством структурной политики стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей. Чем, например, можно объяснить лидирующие позиции США в области информационных тех­нологий? Одним из факторов успеха стала государственная целевая программа развития информационных технологий, инициированная американским правительством еще в 60-х гг. XX в. Государственная целевая программа, стиму­лировавшая инновационную активность предприятий Финляндии в 80—90-х гг. XX в., позволила занять этой стране лидирующие позиции в сфере телекоммуникаций.

Сейчас в рамках проводимой правительством Беларуси структурной политики решаются схожие задачи: в будущем белорусская экономика должна стать инновационной и ресурсоэффективной, с этой целью требуется создание принци­пиально новых производств в таких сферах, как информаци­онные технологии и телекоммуникации, биотехнологии, энергетика и др. Не последнюю роль в стимулировании изме­нений отраслевой структуры экономики играет мировой фи­нансовый кризис, под влиянием которого стали очевидны малозаметные в период длительного экономического роста проблемы ресурсной обеспеченности, высокой материалоемкости, узости рынков сбыта ряда отраслей экономики.

При изучении отраслевой структуры национальной экономики Беларуси важно усвоить базовые понятия, в числе которых отрасль экономики, сектор экономики, межотраслевой хозяйственный комплекс.

Под отраслью экономики понимается совокупность качественно однородных хозяйственных единиц с особыми ус­ловиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Отрасль экономи­ки представляет собой совокупность родственных предприя­тий, организаций и учреждений, обладает производствен­но-техническим единством.

В рамках большинства отраслей экономики могут быть выделены несколько более узких отраслей, а также подот­раслей. Например, промышленность как отрасль экономики включает в себя такие отрасли, как энергетика, металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышлен­ность и др. В свою очередь машиностроение и металлообра­ботка включает подотрасли: автомобильную промышлен­ность, тракторное и сельхозмашиностроение, станкострое­ние, приборостроение и др. В белорусской экономике выде­ляют более 100 отраслей и подотраслей. Координация дея­тельности предприятий внутри каждой крупной отрасли осуществляется отраслевыми министерствами.

Межотраслевой хозяйственный комплекс — сложная система с высоким уровнем интеграции между образующи­ми ее элементами по потокам товаров, ресурсов информации, в силу чего обладающая высоким уровнем устойчивости к негативным внешним воздействиям. Высокая взаимосвя­занность и лучшая управляемость предприятий, включен­ных в хозяйственный комплекс, создает эффект синергии, который проявляется в превышении суммарной эффектив­ности комплекса над суммой собственной эффективности каждого из образующих его предприятий.

В белорусской экономике выделяют девять хозяйствен­ных комплексов:

1) топливно-энергетический;

2) машиностроительный;

3) химико-лесной;

4) агропромышленный;

5) строительный;

6) транспортный;

7) социально-потребительский;

8) социально-культурных отраслей;

9) отраслей жизнеобеспечения.

Сектор экономики — базовая в системе национальных счетов институциональная единица, выделяемая для удоб­ства ведения статистического учета в условиях рыночной экономики. В соответствии с системой национальных счетов экономика включает пять секторов:

1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия (реальный сектор экономики);

2) финансовые учреждения;

3) государственное управление;

4) частные некоммерческие учреждения, обслуживаю­щие домашние хозяйства (население);

5) домашние хозяйства.

Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность от­раслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, на­сыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечива­ющих экспорт продовольствия и сырья. АПК включает сельское и лесное хозяйство, отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, отрасли, производящие сред­ства производства для сельского хозяйства, отрасли, обеспе­чивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализа­цию продукции АПК.

Основным звеном агропромышленного комплекса явля­ется сельское хозяйство.

Переработкой сельскохозяйственного сырья занимаются пищевая промышленность, ряд подотраслей легкой про­мышленности.

К отраслям, производящим средства производства для сельского хозяйства и других подразделений АПК, относят­ся тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, про­изводство оборудования для пищевой промышленности, ре­монт сельскохозяйственной техники, производство мине­ральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа для сельского хозяйства, микробиологическая промышленность, сельское производственное строительство.

Управление структурными подразделениями АПК осу­ществляют: Министерство сельского хозяйства и продо­вольствия (включает управление собственно сельскохозяйственным производством, мясной и молочной промышлен­ностью, рыбным хозяйством, подготовкой кадров для сельс­кого хозяйства); концерн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность); Министерство промышленности (трак­торное и сельскохозяйственное машиностроение) и др.

Агропромышленный комплекс призван обеспечивать ос­новные потребности страны в сельскохозяйственной продук­ции и продовольствии в основном за счет собственного про­изводства. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20 % его реализации, в противном случае создается уг­роза экономической безопасности и независимости страны.

Сельское хозяйство должно обеспечивать население стра­ны высококачественным продовольствием, снабжать пище­вую и легкую промышленность необходимым сырьем; сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. В настоящее время эта задача полностью не решена.

С 2000 г. наблюдается тенденция роста сельскохозяй­ственного производства. Колебания в производстве сельско­хозяйственной продукции связаны с социально-экономичес­кими факторами: уменьшением внесения минеральных и органических удобрений; ухудшением агротехники возде­лывания сельскохозяйственных культур; износом матери­ально-технической базы; ухудшением кормовой базы; низ­кой продуктивностью животных из-за отсутствия целенап­равленной селекционной работы.

Достигнуто увеличение объемов производства по основным продуктам сельского хозяйства в расчете на душу населения.

Эффективность сельского хозяйства определяется таки­ми важнейшими показателями, как рентабельность сельско­хозяйственной продукции и затраты труда на производство ее основных видов.

Несмотря на то, что территория Беларуси относится к од­ной природной зоне, имеются существенные различия в со­циально-экономических и природных условиях не только отдельных ее регионов, но и хозяйств. Эти различия опреде­ляют зоны специализации сельского хозяйства.

Для интенсивного ведения сельскохозяйственного про­изводства на всех угодьях Республика Беларусь не распола­гает достаточными финансовыми, материальными и трудо­выми ресурсами, а сохранение экстенсивных методов эконо­мически неэффективно. Следовательно, приоритетное разви­тие должны получить сельскохозяйственные предприятия, создавшие высокоэффективное товарное производство.

Перерабатывающая промышленность АПК Беларуси представлена рядом отраслей и производств, среди которых пищевая промышленность, отрасли легкой промышленнос­ти, связанные с первичной обработкой сырья, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Пищевая промышленность включает более 2,3 тыс. предприятий. В ее состав входят более двух десятков подотраслей. Наиболее крупными являются мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, сахарная.

Повышение эффективности АПК предусматривается, пре­жде всего, за счет реализации комплекса организацион­но-экономических мероприятий по рациональному исполь­зованию природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечению рентабельного ведения сельскохозяй­ственного производства при его обоснованной государственной поддержке. Приоритетными задачами в этой сфере являются: совершенствование специализации сельскохозяй­ственного производства; повышение плодородия почв и про­дуктивности мелиорированных земель; развитие растение­водства и животноводства, крупнотоварных форм организа­ции производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности; расширение внешнеторговой деятельности агропромышлен­ного комплекса; совершенствование его организационно-эко­номической структуры и ряд других.

Целью развития АПК Беларуси в долгосрочной перспек­тиве является формирование эффективного, конкурентоспо­собного, устойчивого и экологически безопасного агропро­мышленного производства, которое соответствовало бы ми­ровому уровню и обеспечивало продовольственную безопас­ность страны.

Строительный комплекс рассматривается как межот­раслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направ­лена на создание, реконструкцию и освоение объектов про­изводственного и непроизводственного назначения. Продук­цией строительного комплекса считаются полностью завер­шенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты соци­альной инфраструктуры.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специ­ализированные строительные организации, предприятия про­мышленности строительных материалов и строительной ин­дустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследова­тельские организации, строительные фирмы, биржи и другие организации, специализирующиеся в области строительства.

Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Строительство (капитальное строительство) рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже дей­ствующих основных фондов. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. Жилищное строительство относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь. В республике принят ряд нормативных и правовых документов, предусматривающих меры по увеличению жилищных инвестиций, а также снижению стоимости жилья.

Промышленность строительных материалов и конструкций непосредственно связана со строительством и обес­печивает его необходимыми материалами. Важной ее особенностью является использование в качестве основного сырья нерудных полезных ископаемых. Промышленность строи­тельных материалов в Беларуси представлена более 1400 предприятиями и производствами. В настоящее время отрасль объединяет 20 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отде­лочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов.

Развитие промышленности строительных материалов на перспективу определяется Основными направлениями развития материально-технической базы строительства Респуб­лики Беларусь на период с 1998 по 2015 г. отраслевыми про­граммами.

Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт воз­действует на весь процесс воспроизводства, объединяет в це­лостную систему все секторы экономики, определяет устой­чивость транспортно-экономических связей, регулярность и сроки доставки сырья, материалов, топлива, трудовых ре­сурсов. В стратегическом плане транспортный комплекс обеспечивает обороноспособность страны, жизненно важные потребности экономики, населения в перевозках и услугах.

Транспортный комплекс страны — совокупность раз­личных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развиваю­щихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное ис­пользование каждого вида.

Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Выделяют транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы — пассажирский и грузовой транспорт. Виды транспорта отличаются друг от друга ис­пользованием разных естественных или искусственных пу­тей сообщения. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, реч­ной), воздушный, трубопроводный.

Национальное и межгосударственное значение транспорт­ного комплекса Беларуси определяется:

· трансграничной ролью страны, обусловленной ее гео­графическим положением;

· значимостью комплекса как базовой отрасли во внутренней экономической жизни страны;

· уровнем воздействия на окружающую природную сре­ду и среду обитания человека.

К транспортному комплексу предъявляются следующие требования: наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров; повышение экономичности перевозочных процессов; сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров; обеспечение интен­сивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факто­ров; повышение уровня комфортности при перевозке пасса­жиров, обеспечение полной сохранности перевозимых гру­зов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перево­зок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны, по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — на момент прибытия), измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров — количество пассажиров, отправ­ленных всеми видами транспорта. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное рас­стояние перевозки в километрах, измеряется в тонно-кило­метрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем вы­полненной работы по перевозке пассажиров с учетом рассто­яний, на которые они были перевезены, измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).

Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, яв­ляются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестои­мость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Транспортная сеть — материальная основа транспор­тной системы. Она состоит из путей сообщения общего и не­общего пользования (за исключением технологических) и включает в себя железные дороги, автомобильные дороги, трубопроводы для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа, транспортные узлы.

Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая пе­редачу и распространение различных информационных по­токов. Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевиде­ние и радиовещание, радиосвязь, передача данных).

Основным регулирующим органом в области связи в Рес­публике Беларусь выступает Министерство связи и инфор­матизации Республики Беларусь.

Приоритетными направлениями развития отрасли связи являются создание условий для внедрения новейших тех­нологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эк­сплуатационных расходов. Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освое­нию новых современных услуг связи.

Для модернизации материально-технической базы от­расли предусматривается построение магистральных внут­ризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строи­тельство сетей радиовещания и цифрового телевидения.

Комплекс социально-культурных отраслей (социаль­но-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказа­ние населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Отрасли социально-куль­турного комплекса вносят решающий вклад в формирование человеческого капитала страны. Управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Минис­терством труда и социальной защиты, Министерством информации и другими органами.

В развитии отраслей комплекса значительная роль отводится выполнению государственных минимальных социальных стандартов. В соответствии с законом «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г. № 322-3, государственный минимальный социальный стандарт (ГМСС) — минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. В систему ГМСС включаются ми­нимальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддер­жки и социального обслуживания.

ГМСС применяются для решения следующих задач: удовлетворения основных потребностей граждан в матери­альных благах и услугах; нормативного обеспечения формирования и использования средств бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды; обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан; оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находя­щимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

Образование — процесс обучения и воспитания в интере­сах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В отрасли функционирует система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятель­ности, осуществляемой государственными и частными уч­реждениями образования. Основное образование включает уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профес­сионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетичес­ком, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубление профессиональ­ной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятель­ности. Данный вид образования может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Здравоохранение — система государственных, общест­венных и медицинских мероприятий, направленных на сох­ранение и укрепление здоровья людей, профилактику и ле­чение заболеваний, повышение уровня здоровья населения. Система здравоохранения выполняет две основные функ­ции — экономическую и социальную. Содержание экономической функции состоит в том, что в результате деятельности учреждений восстанавливается трудоспособность работни­ков, т.е. здравоохранение участвует в воспроизводстве трудо­вых ресурсов, влияет на повышение производительности труда. Содержание социальной функции проявляется в учас­тии медицинских учреждений в формировании здоровья че­ловека, увеличении продолжительности его жизни. В здра­воохранении выделяют лечебно-профилактический, сана­торно-курортный и аптечный комплексы. Одним из направ­лений реформирования системы здравоохранения в Беларуси является реструктуризация лечебно-профилактических орга­низаций и смещение приоритетов в сторону первичной меди­ко-санитарной помощи. Совершенствование обеспеченности системы здравоохранения медицинскими кадрами направле­но на повышение качества, оптимизацию объемов и структу­ры подготовки специалистов во взаимосвязи с реформирова­нием отрасли и реструктуризацией медицинской помощи.

Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Физическая культура и спорт пред­ставляют собой самостоятельную, динамично развивающую­ся отрасль национальной экономики со сложившейся струк­турой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оз­доровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона «О физической культуре и спорте» (в редакции 2009 г.). Руководство этой де­ятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма.

К сфере культуры и искусства относится совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государ­ственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и ус­луг культурного, социально-информационного и декоратив­ного назначения. Ведущим органом в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Бе­ларусь. Законом «О культуре в Республике Беларусь» (в ре­дакции 2009 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. Государственная политика основывается на при­знании культуры в качестве одного из основных факторов са­мобытности белорусского народа, других национальных сооб­ществ, которые проживают в Беларуси, преемственности по­колений, а также в качестве основы развития и самореализа­ции личности, образования и воспитания детей и молодежи.

Социальное обслуживание — деятельность государства, юри­дических и физических лиц по оказанию социальной поддер­жки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. Различ­ные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилита­ция и социальный приют.

Проведение преобразований в социально-культурной сфере требует учета специфики каждой отрасли комплекса.

Социально-потребительский комплекс объединяет про­изводство материальных благ и услуг для населения и вклю­чает торговлю и общественное питание, бытовое обслужива­ние населения и жилищно-коммунальное хозяйство.

Торговля — обособившаяся на основе общественного раз­деления труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Управление государственной торговлей осуществляет Министерство тор­говли Республики Беларусь, в потребительской коопера­ции — Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Общественное питание — отрасль экономики по про­изводству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, рестора­нов, буфетов и др.).

Бытовое обслуживание населения объединяет предприя­тия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. В сферу бы­тового обслуживания включаются технологически разнород­ные производственные отраслевые группы: ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт и техническое обслу­живание радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и па­рикмахерских, ритуальные, обрядовые и прочие виды услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает воспро­изводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потре­бителей. В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное (жилищная сфера), гости­ничное, коммунальное хозяйство.

В управлении развитием отраслей социально-потребитель­ского комплекса широко применяется программно-целевой подход. В частности, принята Комплексная программа разви­тия сферы услуг в Республике Беларусь на 2011—2015 гг. в со­ответствии с которой предусматривается увеличение валово­го внутреннего продукта за счет ускоренного развития сферы услуг; расширение спектра и объемов услуг, повышение их качества; повышение конкурентоспособности отраслей сфе­ры услуг, обеспечение их доступности для всех слоев населе­ния; совершенствование структуры услуг на основе ускорен­ного развития приоритетных и новых видов услуг; увеличе­ние экспорта услуг и усиление позиций Беларуси на миро­вом рынке услуг; обеспечение ускоренного развития сферы услуг в малых городах и сельской местности; проведение кадровой политики по стимулированию притока работников в сферу услуг, прежде всего в сельскую местность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: