Ценности Запада

Если мир Востока на протяжении многих веков сохранял устойчивостьцивилизационных основ (поколебать их не могли ни нашествия кочевых племен,ни межгосударственные столкновения), то Запад пережил несколько "волн"цивилизационного развития. Об античности, христианской цивилизации Средневековья, индустриальнойцивилизации вы узнали из истории. Каждое из этих обществ имело неповторимыечерты и выступало самостоятельной социокультурной общностью -- цивилизацией.В то же время их можно рассматривать как этапы формирования единойцивилизации Запада -- второй стороны биполярного мира. Сегодня с понятием "западное общество" мы связываем такие черты, какрыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданскоеобщество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовоепроизводство, массовая культура. О том, как формировались эти черты вразличные исторические эпохи, мы поговорим более обстоятельно в следующихпараграфах. Здесь же остановимся на наиболее существенных духовныхориентирах западного общества: восприятие мира в целом и своего места в нем,отношение к труду и богатству, жизненные устремления и оценки перспектив. Мы помним, что одной из идейных основ восточного мировоззрения сталопредставление о едином мировом порядке, который распространяется в равноймере на все сущее, включая человека. Изначальное "великое единое" не пугалодревних китайцев или японцев. Напротив, они стремились слиться с ним,уподобиться ему. Иное отношение к первозданному хаосу у древних греков. Хаос(от греч. chaos -- разверзаюсь) -- это бесформенное состояние мира, зияющаяпустота, в которой все зарождается и все исчезает. Древние римляне вообщевоспринимали хаос как аид -- всепоглощающую бездну. Это порождало страхсмерти, которая была равносильна погружению в зловещую пучину. Такоенастроение прекрасно передает стихотворение Ф. И. Тютчева: И бездна нам обнажена своими страхами и мглами, И нет преград меж ней инами, -- Вот от чего нам ночь страшна. В сознании людей неизбежно возникало стремление преодолеть хаос,противопоставив ему упорядоченный мир -- космос. И этот организованный мирне может возникнуть без усилий со стороны человека, общества. На основе этойидеи постепенно складывались некоторые определяющие черты ментальностиЗапада. Во-первых, это нацеленность на изменение, переустройство. Спустявека, уже в условиях индустриального общества, эта установка стала игратьрешающую роль в развитии общества и обеспечила научно-техническое,экономическое и военное могущество Запада. Во-вторых, было положено начало разрыву человека с природой. Человек"выпадал" из первозданности, порывал с ней. В дальнейшем на этой почвевозникло стремление покорять природу, в свою очередь уже для современногомира породившее сложную экологическую проблему. В-третьих, из представления о первоначальном несовершенстве миравытекало то, что древние греки называли "архе" -- воля, властвование, и не только над природой. Борьба во всех еепроявлениях стала восприниматься как неотъемлемый элемент жизни. "Борьба --отец всему и царь. Одним она определила быть богами, а другим -- людьми,одних сделала рабами, других -- свободными",-- писал древнегреческий философГераклит. В противовес восточной идее ненасилия стала утверждаться идеянеизбежности "силовой" истории. Установка на преобразование постепенно вела к разрыву с традицией. Взападном обществе он произошел в Новое время. Прошлое уже не обладает такойценностью, как в традиционном обществе. Людей интересует настоящее ибудущее. В-четвертых, древнегреческая цивилизация дала толчок линейномупониманию времени (что не мешало существованию и циклических представлений онем), выделению причинно-следственных связей между явлениями как основных."Бог... держит начало, конец и середину всего сущего",-- писалдревнегреческий философ Платон. Таким образом, мир движется от некоегоисходного состояния к некоему завершающему. Из восприятия времени каклинейного направленного процесса в дальнейшем родилась идея прогресса. Самым существенным образом на формирование ценностей Запада повлиялохристианство, особенно моральные заповеди. Благодаря им внедрялись новыеобщие для всех верующих (универсальные) этнические нормы. Подлиннуюреволюцию во взглядах людей совершил протестантизм, который, как вы знаетеиз курса истории, в ходе Реформации отделился от католицизма. Труд, пословам М. Вебера, был приравнен к молитве (вспомните, что сказано у Вебера означении этики протестантизма для становления капиталистического общества).Под влиянием протестантизма стало формироваться отношение к труду какважнейшему способу служения Богу, как к призванию. Накопленное в результатетруда богатство может считаться богоугодным лишь тогда, когда труд честен, асамо богатство используется для расширения производства, а не для роскоши ирасточительства. Развитию духа предпринимательства затем сталаспособствовать и система образования. Именно в период Реформации во многихевропейских странах вводится система обязательного образования. Известно, что в основе многих американских кинофильмов лежитнезамысловатая история о том, как "простой" американский парень (илидевушка) благодаря целеустремленности, упорному труду, вере в свои силыподнимается на вершину материального благополучия и общественного признания.В этой "великой американской мечте", которой вдохновлялось не одно мо- лодое поколение, проявляются важные духовные ценности западнойцивилизации, и прежде всего высокая ценность достижений и успеха.Преодолеть, суметь, добиться -- на это нацелены миллионы людей. Кроме того,в этой мечте отразился и такой принцип западного общества, какиндивидуализм, предполагающий признание прав личности, ее свободы,самостоятельности, независимости от государства. (Каковы отрицательныестороны утверждения в обществе индивидуализма?) Конечно, духовные ценности Запада не исчерпываются отмеченными в данномпараграфе. Но даже беглое знакомство с ними показывает, что во многом онипротивоположны духовным устремлениям Востока. Значит, "встреча" цивилизацийоткладывается?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: