Мир людей

Какое же место отводится людям в многообразном мире сущего? Первые,высшие ступени сущего занимает мир богов -- пространство, где процветаетрайская жизнь. За ним следует мир людей, социальная структура которогоотражает космическую иерархию. Выше всех стоят брахманы -- мудрецы,толкователи Вед. Их положение символизирует белый цвет благости и святости.За ними идут кшатрии -- воины, правители. Их цвет красный -- цвет власти истрастей. Третью ступень занимают вайшья -- класс земледельцев и скотоводов.Желтый цвет их варны олицетворяют умеренность и трудолюбие. На низшей ступени социальной лестницы стоят судры -- слуги с черным цветом варны,означающим невежество. За миром богов и людей располагаются демоны, духи, обитателимногочисленных адов. Все они не имеют никакого выбора и полностью зависят отусловий жизни, в которые попали. Таким образом, человек занимает среднее, ноне центральное положение в мироздании. Он может подняться до божественныхвысот и опуститься до адской жизни. Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечномкруговороте жизни и законе воздаяния -- Карме. После смерти тела душапродолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое телоизбирает душа? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы дает закон Кармы.Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей моралью,родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действияне были правильны, может в будущей жизни родиться членом низшей касты илидаже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысячног как расплату за грехи прошлой жизни. Можно ли изменить неблагоприятную Карму или освободиться от нее? Чтобыбыть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами иправедной жизнью искупить кармический долг прежних существований. Самыйнадежный путь к этому -- путь аскета-отшельника. "Пересекая потоксуществования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того,что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешьснова к разрушению и старости ". В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н. э., раскрываетсятот путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизньзаключается в соблюдении предписаний нравственности -- пяти буддийскихзаповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться отзапрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и непользоваться опьяняющими напитками. Одним из способов освобождения души является йога (соединение, связь).Для овладения комплексом практических методов в системе йоги требуютсявыдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка.Цели основных этапов этой тренировки -- самообладание, овладение дыханием,изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация(созерцание), освобождение души от телесной оболочки. Таким образом, смысл всех усилий йога не в том, чтобыпродемонстрировать свои чудесные возможности или поразить воображение людей,а в том, чтобы достичь такого состояния, которое помогает освобождению душиот пут Кармы. Столь обостренное внимание к психическим и нравственнымвозможностям человека во многом определяет сегодняшний интерес кдревнеиндийской восточной традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: