Куда ведут реформы

Кризис общества показал: так дальше жить нельзя, нужны значительныеперемены. Несмотря на преследования инакомыслящих, в 60--70-х гг. усилиласькритика сложившейся административно-бюрократической системы, рождалисьпроекты реформ в экономике и политике. Во второй половине 80-х гг. былпровозглашен курс на проведение назревших преобразований. Однакопредставление о том, какие изменения необходимы, какие общественные порядкиследует создавать, сложилось не сразу. Оно уточнялось в ходе начавшихсяреформ, по мере того, как все более ясным становилось тяжелое положениестраны. Первоначально намечалось совершенствование системы, которое должно былопривести к ускорению развития страны, и прежде всего экономики. Жизньдовольно быстро показала, что таким путем вывести общество из кризиса неудается. Стало очевидным, что следует не совершенствовать, а перестраиватьосновы общественного строя. Решительные шаги по пути реформ были сделаныпосле событий 1991 г. Куда ведет начавшееся движение по пути преобразований?Какое направление следует им придать? На эти вопросы давались разные ответы. Многие сторонники социалистической идеи считали, что необходимо создатьновую модель социализма -- гуманный, демократический социализм, для которогочеловек является не средством, а целью. Этой позиции противостояла другая:отказаться от проектирования новых моделей общества и идти по пути,проверенному опытом наиболее развитых капиталистических стран. Существовала и третья точка зрения: не спорить о понятиях ("социализм","капитализм"), а последовательно решать назревшие проблемы общественногоразвития, двигаться вперед по пути демократических преобразований. Ученые жев дальнейшем определят, как назвать сложившееся общественное устройство. Однако был ряд ориентиров, которые находились в русле коренныхдемократических реформ и признавались сторонниками различных политическихсил. Главный среди этих ориенти- ров таков: для человека должны быть созданы условия жизни и труда,достойные современной цивилизации. Это прежде всего гражданские права исвободы, реализация прав граждан на уровне признанных международных норм;исключение любой дискриминации по национально-этническим, политическим,половозрастным признакам; надежная законодательная защита личности идостоинства гражданина; свободное самоопределение человека в егомировоззрении и духовных интересах; свобода совести; повышение роли суда иобщественных организаций в защите гражданских прав. В экономической области имеется в виду рыночная экономика сразнообразными равноправными формами собственности; в социальной сфере --равные возможности собственными усилиями создавать свое благополучие,социальная защита детей, престарелых, инвалидов; в политическом плане --общество, демократически устроенное, с парламентской системой, принципомразделения законодательной, исполнительной и судебной власти, верховенствомзакона. Таким образом, речь идет о формировании механизмов гражданскогообщества и правового государства, о демократизации не только государственнойсистемы, но и всей общественной жизни. Все это должно послужить мощнымстимулом повышения социальной активности и самодеятельности масс. Радикальные перемены должны произойти в области культуры, образования.Они призваны открыть широкий простор духовному развитию человека и общества,в котором он живет, свободному проявлению талантов, способностей ипредприимчивости во всех областях деятельности. Насколько жизненны эти ориентиры? Реальны ли такие изменения? Ихреальность зависит прежде всего от точного анализа действительной жизнинашего общества, тенденций его развития. Она связана и с правдивой оценкойисторического опыта стран, испытавших различные варианты экономических иполитических порядков. Важен также учет богатого, разностороннего опыта мировойсоциал-демократии, которая внесла существенный вклад в проведение социальныхреформ в интересах трудящихся. Жизненность политических ориентиров демократической реформацииопределяется опорой на лучшие достижения человеческого разума, нанакопленный во всем мире опыт эффективного хозяйствования, решениясоциальных проблем, развития демократии. Такой опыт может быть использованлишь с учетом особенностей развития России. Обновленное общество не можетбыть не чем иным, как воплощением достижений миро- вой цивилизации и исторического творчества народов России. Переход кнему требовал преодоления конфронтационного подхода, противопоставлявшегосовременные социальные системы. Ведь и в зарубежных странах, и у наспроисходят во многом сходные по своему содержанию изменения, вызванныеразвитием современных производительных сил, научно-техническим прогрессом.Ряд процессов, происходящих в нашем обществе, имеет общецивилизационныйхарактер, поскольку в той или иной форме они имели и имеют место в другихстранах, что позволяет не только заимствовать имеющийся опыт, но и совместноискать пути решения наиболее остро стоящих проблем. Перспектива нашей страны -- постепенное движение к российскому вариантуобщества постиндустриального типа. Итак, мы кратко ответили на поставленный в начале параграфа вопрос:каковы направления изменений, происходящих в нашем обществе? Однако переходоказался нелегким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: