Парламентаризм

Классической формой представительной демократии являетсяпарламентаризм. Он строится на принципах народного представительства,выборности, сменяемости, двойной ответственности парламентариев, защиты правменьшинства, широкой гласности. Рассмотрим сущность этих принципов и механизм реализации. Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная ипропорциональная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) откаждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем навыборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такойсистеме, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколькокандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов.Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу,получив лишь около 40% голосов избирателей, ибо остальной электорат делилсямежду лейбористской партией и либерально-социал-демократическим партийнымобъединением. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двухвидов -- абсолютное и относительное. В первом случае победителем считаетсякандидат, завоевавший 50%+1 голос всех участвовавших в голосованииизбирателей. Если ни один из кандидатов не получает требуемое число голосов,назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата,собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором турестановится кандидат, набравший относительное большинство голосов. Примажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным взаконодательном органе. Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности. Перваяпредполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов --представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяетсяпропорционально числу завоеванных партиями голосов. Например, если кандидатыот одной из партий собрали 40% всех голосов, от второй -- 20%, от третьей --10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20% и 10% мест впарламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численноепревосходство в 2 и 4 раза по сравнению с другими партиями. Вторая разновидность пропорциональной системы в том, что избирателиголосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабе всейстраны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение местмежду партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т.е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональнаясистема действует в Бельгии, Испании, Швеции, она является стимулом длянебольших партий и способствует сохранению многопартийности в стране. В ряде стран (Австралия, ФРГ, Россия) существует смешаннаямажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестагаизбирается по мажоритарной системе, а другая -- по пропорциональной. Каждый из типов избирательной системы имеет свои достоинства инедостатки. (Подумайте, в чем они заключаются.) Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуютпарламентские фракции, или, как их иногда называют, парламентские партии.Члены партий, получивших на выборах наибольшее число голосов, становятсячленами партий большинства. Депутаты от партий, набравших меньшее числоголосов, становятся членами партий парламентского меньшинства и пребывают воппозиции. Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства нетолько не ущемляются, а, напротив, защищаются сложившимися традициями инормативными документами. Во время проведения парламентских дебатов партияменьшинства всегда имеет возможность высказаться по тому или иному вопросу.Защита прав меньшинства является важнейшим демократическим принципом. Неслучайно деятельность парламента характеризуют как парламентскую демократию. Победа на выборах не ведет к утрате связи депутата с избирателями. Посуществующим правилам депутат несет двойную ответственность: и передпартией, и перед избирателями, причем вторая считается приоритетной. Срок полномочий парламентов составляет, как правило, 4--5 лет.Периодическое переизбрание парламента позволяет обновить его состав с учетомволи избирателей. При переизбрании депутатского корпуса избирателями даетсяоценка политическим партиям, движениям и отдельным депутатам, представленнымв прежнем парламенте. Партии, движения и депутаты, не выражающие интересовизбирателей, могут не получить числа голосов, достаточного для прохождения впарламент. Тем самым непосредственно проявляется правовая и политическаязависимость депутатов от избирателей. Современный парламент -- главный форум политической гласности, ееконцентрированное проявление. Здесь депутаты, парламентские фракции,состоящие из депутатов комитеты и комиссии открыто заявляют о своих позицияхи намерениях. От них требуется искусство вести открытую и конструктивнуюполитическую полемику. Ограничение парламентской гласности приемлемо тольков чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными условиями. Парламентская демократия не идеальна, как может показаться на первыйвзгляд. Она имеет определенные изъяны, и самый существенный -- системафинансирования избирательной кампании. В США, например, кандидат самобеспечивает свой политический бизнес. Если учесть, что в среднем расходы наизбрание в конгресс достигает 600 тыс. долларов, то далеко не всегдаконгрессменом может стать самый способный к политической деятельностичеловек. Кроме того, существует неравенство и между отдельными группамикандидатов, в частности между новичками и бывшими парламентариями.Последние, получая денежную поддержку от правительства, имеют значительнобольшие возможности для проведения рекламной кампании. Не случайно вамериканском конгрессе самый высокий процент не вновь избранных, апереизбранных. Недостатком парламентаризма является и то, что отбор кандидатовпроизводится самими партиями, внутри которых существуют различныеполитические течения. Избиратели чаще всего не имеют права выбирать междукандидатурами внутри партий. В настоящее время некоторые партии, напримеритальянская компартия, пытаются ввести новый принцип отбора кандидатов,согласно которому в первичных выборах будут принимать участие не толькочлены партии, но и все ее сторонники. Следует отметить также, что, несмотря на провозглашенное всеобщееизбирательное право, определенные слои насе- ления лишаются возможности участвовать в выборах из-за существующих внекоторых странах различных цензов -- имущественного, оседлости,грамотности. Это лишь некоторые типичные недостатки парламентской демократии. Вполитической практике различных демократических стран их гораздо больше. Как же оценить в целом парламентскую демократию, учитывая все "за" и"против"? Парламентская демократия, несомненно, является достижениемсовременности. Будучи классической формой представительной демократии, онасочетается с формами непосредственной демократии, что помогает выявитьинтересы и настроения различных групп населения и выражать их в политике. Из курсов истории, географии вы знаете, что в XX в. в различных странахдемократия существовала в неодинаковых формах. Демократические институтыФранции, Италии, Великобритании, США и других стран заметно отличаются другот друга. Их облик и политическая эффективность зависят от традиций каждойстраны, от общей культуры, от политического сознания гражданамиответственности за сделанный ими свободный выбор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: