Фальшивомонетчики Древнего мира

«Деньги изобрели раньше, чем возникло фальшивомонетничество, но разница едва ли составила пару дней» [3]. Сейчас мы, конечно, не можем доподлинно узнать, кто, где и когда создал первую денежную подделку. До наших дней сохранились свидетельства о том, что «например, древние мексиканцы разрезали стручки какао, вынимали бобы, которыми определялась ценность продукта. Затем, подложив в стручки какой-нибудь другой – бросовый – наполнитель, тогдашние мошенники склеивали их и выдавали за полноценные экземпляры природной сокровищницы»[4].

В Древней Греции самым ранним из обнаруженных упоминаний является запись на камне в античном полисе Дима – смертный приговор шести фальшивомонетчикам. Видимо, фальшивомонетчики античности в большинстве своём были монетных дел мастерами или менялами в оживлённых портовых городах. Сразу отметим, что практически во всех древних сводах законов фальшивомонетничеству присваивается степень особо тяжкого преступления против государства, карающегося высшей мерой наказания. В частности, смертная казнь фальшивомонетчикам установлена в знаменитых законах Хаммурапи (XVIII век до н.э.) и законах Солона (VI век до н.э.).

В Древнем Риме события разворачивались по-другому. Изданный в IV веке до н.э. императором Корнелием (Суллой) закон о подделке монет был сравнительно снисходителен к фальшивомонетчикам и предусматривал «лишь изгнание из отечества тех, кого уличали в примешивании в золото посторонних малоценных веществ и подделке серебряной монеты»[5]. Любопытно, что классификация видов преступлений, связанных с подделкой денег, достаточно разнообразна, что говорит о довольно высоком уровне технического оснащения людей, занимавшихся аферами подобного рода. На рисунке представлены клише, использовавшиеся два тысячелетия назад для подделки римских монет.

Но такое лояльное отношение сохранялось недолго. Несколько позднее денежное фальсификаторство стало преследоваться по римскому праву как преступление против государства; фальшивомонетчиков начали сжигать и отдавать на растерзание диким зверям. В азиатских странах способы наказания фальшивомонетчиков тоже особой гуманностью не отличались: в Древней Индии аферистов бритвами разрезали на мелкие кусочки, в Китае – заживо закапывали в землю, в Японии – распинали на кресте.

К этому моменту у читателя мог возникнуть вопрос: что конкретно так не нравилось правителям древности в этих умелых и хитрых ремесленниках, которые никого не убили, никого не покалечили, а приговаривались к мучительной смерти? Пожалуй, наиболее адекватная версия ответа такова: в условиях монопольного права государства на эмиссию денег каждый властитель был заинтересован в том, чтобы его валюта котировалась за рубежом, поскольку это существенно облегчало жизнь купцам из его государства со всеми вытекающими из этого благоприятными последствиями. Если же в обращение попадало большое количество подделок, доверие к такой валюте за рубежом, естественно, утрачивалось, и торговые отношения данной страны с другими могли серьёзно испортиться. Поэтому правители всеми силами стремились избежать подобных ситуаций, прибегая при этом к самым суровым методам. Хотя, бесспорно, в каждом отдельном случае у властителя могли быть и другие, психологические, политические или какие-то ещё причины.

Зато сами царствующие особы с течением времени перестали воспринимать «ухудшение денег» как нечто зазорное и всё активнее стали прибегать к этому приёму для решения своих проблем; понятно, что фальшивомонетчиком при этом никто из них себя не считал. Если первая попытка «утончить» деньги, предпринятая римским Сенатом во время второй Пунической войны (218-201 гг. до н.э.), воспринималась народом как чрезвычайная мера, необходимость которой осознавал каждый гражданин, то уже в 83 г. до н.э. Корнелием Суллой был введён в силу закон, согласно которому все деньги, изготовленные в государственных монетных мастерских, должны были приниматься к платежу. Запрещено было даже проверять монеты на звук! В те далёкие времена, когда ценность денег определялась именно содержанием в них драгоценных металлов, столь недальновидная политика по отношению к судьбе денария, во многом поддержанная следующими императорами Рима, в конечном счёте стала одной из главных причин, обусловивших падение Западной Римской империи:

«В конце II века начинается распад римского монетного хозяйства, что отражало кризис экономики, основанной на рабском труде. В конце III века денарий, который наряду с ауреем [тоже древнеримская золотая монета] претендовал на роль мировых денег, превратился в белую медную монету, содержание серебра в которой колебалось между 2-5%. […] Цены выросли почти в тысячу раз. Денежное хозяйство, торговля и ремесло пришли в упадок. Римская империя превратилась в собственную тень…» [6]

Захват Рима готами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: