Возникновение и прекращение юридических лиц

Традиционно в гражданском праве различали три способа возникновения юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный.

Как считалоось, распорядительный порядок возникновения юридического лица имеет место в том случае, когда оно создается в результате распоряжения (выражения воли) собственника имущества или его представителя. Это было характерным способом создания государственных юридических лиц.

Нормативно-явочный (регистрационный) порядок означает, что если юридическое лицо создано в соответствии с условиями, закрепленными в законе, то государственным органом ему не может быть отказано в легализации (государственной регистрации). В таком порядке возникают практически все субъекты предпринимательской деятельности. В рыночных условиях хозяйствования такой порядок становится основным.


Разрешительный порядок состоит в требовании получения разрешения соответствующего государственного органа и т.п. на создание юридического лица. В частности, разрешение соответствующих государственных органов необходимо для создания организаций, которые будут заниматься деятельностью, связанной с обеспечением правопорядка, охраной здоровья, образованием и пр.

В последнее время в литературе по гражданскому праву называют также договорный порядок возникновения юридических ЛИЦ 31.

Однако следует заметить, что приведенная выше классификация представляется неточной, поскольку в ней по некоторым позициям отождествляются порядок и основание возникновения юридического лица.

Так, основанием возникновения можно считать то волеизъявление, которое повлекло создание юридического лица. Соответственно, классификация может быть проведена в зависимости от характера такого волеизъявления.

С учетом этого критерия можно выделить создание юридического лица путем одностороннего волеизъявления, распоряжения собственника или уполномоченного им лица (это то, что традиционно именуется распорядительным порядком) и создание юридического лица путем договора между его учредителями (то, что именуют договорным порядком).

Итак, распорядительный порядок и договорный порядок -это классификация порядка создания юридического лица в зависимости от оснований.

Если же взять в качестве критерия классификации собственно порядок легализации, то можно сделать вывод, что юридические лица возникают либо в нормативно-явочном, либо в разрешительном порядке.

При этом порядок создания предприятий и организаций, которые имеют целью занятие предпринимательством, дополнительно регламентируется Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Кабинета Министров от 25 мая 1998 г.

Регистрация объединений граждан производится в зависимости от их статуса либо Министерством юстиции, либо

11 Цив1льне право Украши. - Кн. I. – К., 1997. – С. 117.


местными органами исполнительной государственной власти (ст. ст. 15, 16 Закона "Об объединениях граждан").

Прекращение юридических лиц.

По решению органов, указанных в законе, а также в учредительных документах юридического лица, оно может быть реорганизовано либо ликвидировано.

Ликвидировано юридическое лицо может быть:

- по решению собственника имущества, уполномоченного им органа, а также по решению органа, уполномоченного на то учредительными документами юридического лица;

- по решению суда, арбитражного суда в случае банкротства (несостоятельности), либо в случае систематического осуществления деятельности юридического лица:

1) без надлежащего разрешения (лицензии);

2) запрещенной законодательными актами;

3) с неоднократным или грубым нарушением законодательства.

Юридическое лицо может быть также ликвидировано по истечению срока, на который оно создано, или по достижении цели, ради которой оно создано.

Ликвидация юридического лица, решение возникающих при этом вопросов, рассмотрение финансовых претензий и т.п. производится ликвидационной комиссией, которая назначается органом, принявшим решение о ликвидации.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть, переходят к иным субъектам права, то есть происходит универсальное правопреемство.

Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделение из состава организации других юридических лиц, или преобразования, то есть, смены организационно-правовой формы юридического лица.

Таким образом, реорганизация возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования юридических лиц.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица, то есть, добровольно.

Однако если реорганизация производится по решению


собственника унитарного юридического лица, то такой способ, очевидно, нельзя считать добровольным, поскольку по отношению к нему имеет место волевое решение властного субъекта.

Например, слияние двух акционерных обществ по решению собрания акционеров является добровольным актом. Однако, реорганизация частного предприятия по решению его собственика в акционерное происходит принудительно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА:

1. Александров В. Учение о лицах юридических, по началам науки. - М., 1865.

2. Аскназий СИ. Об основаниях правовых отношениймежду государственными социалистическими организациями// Ученые записки Ленинградского юридического института.- Вып. 4. - Л., 1947.

3. Братусъ С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. - М., 1947.

4. Венедиктов А.В. Государственная социалистическаясобственность. - М.: Л., 1948.

5. Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Сов.гос. и право. - 1976. - № 1.

6. Толстой Ю.К. О государственных юридических лицахв СССР // Вестник Ленинградского ун-та. - № 3. - 1955.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: