• Объективность добываемого знания.
• Развитость понятийного аппарата (категориальность).
• Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.
• Проверяемость.
• Высокий уровень обобщения знаний.
• Универсальность.
• Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания | ||
Эмпирический Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей | Теоретический Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений | |
Формы научного познания | ||
Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. | Проблема— осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения. | |
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. | Гипотеза(гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение. | |
Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Структура теории • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п. • Идеализированный объект данной теории. • Логика и методология, применяемые для построения теории. • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории. Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов. | ||
Методы научного познания (метод (от гр. – путь исследования) понимается как орудие, средство познания) | ||
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение | Универсальные Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация | Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация |
В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
|
|
|
|
Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью.
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента (лабораторный опыт, производственное испытание.
Наблюдение (научное наблюдение) представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.
Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.
Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться