Основные особенности научного познания

• Объективность добываемого знания.

• Развитость понятийного аппарата (категориальность).

• Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказа­тельностью и системностью.

• Проверяемость.

• Высокий уровень обобщения знаний.

• Универсальность.

• Использование специальных способов и методов познава­тельной деятельности.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания
Эмпирический Выявление объек­тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей Теоретический Выявление фундаменталь­ных закономерностей, обна­ружение за видимыми прояв­лениями скрытых, внутрен­них связей и отношений
Формы научного познания
Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившее­ся) — отражение объективного факта в человеческом созна­нии, т. е. описание посредством некоторого языка. Проблема— осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противополож­ных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разре­шения.
Эмпириче­ский закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Гипотеза(гр. hypothesis — основа, предположение) — на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточ­няются и конкретизируются, либо отбрасываются как за­блуждение.
  Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, иссле­дование) — наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности. Структура теории • Исходные основания: фундаментальные понятия, прин­ципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п. • Идеализированный объект данной теории. • Логика и методология, применяемые для построения теории. • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории. Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
Методы научного познания (метод (от гр. – путь исследования) понимается как орудие, средство познания)
Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравне­ние Универсальные Анализ и син­тез, дедукция и индукция, ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация Единство истори­ческого и логиче­ского, восхожде­ние от конкретно­го к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация
 

В методе познания объектив­ная закономерность превращается в правило действия субъ­екта (исследователя).

Научный метод характеризуется двумя важными качест­вами — строгостью и объективностью.

Основными методами, используемыми в про­цессе эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента (лабораторный опыт, производственное испытание.

Наблюдение (научное наблюдение) представляет собой целенаправ­ленное изучение отдельных предметов и явле­ний, в ходе которого происходит получение зна­ния о внешних свойствах и признаках изучаемо­го объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.

Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе ко­торого полученные сведения фиксируются с по­мощью средств языка либо в других знаковых формах.

Экс­периментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго опре­деленных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контроли­роваться


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: