Человек и исторический процесс: объективное и субъективное в истории

Человек — существо не только природное и социальное, но и историческое. Этот момент особо подчёркнут в социально-исторической концепции марксизма, который усматривал сущность истории в деятельности преследующего свои цели человека и искал объективные основания исторического процесса.

В ХХ в. взгляды на историю и место в ней человека резко различались. С одной стороны, развивались концепции, претендующие на исчерпывающее объяснение истории на основе религиозно-философских и духовно-идеологических построений, например, у О.Шпенглера и А.Тойнби. А с другой стороны — концепции сторонников релятивистского подхода с их утверждениями о том, что история имеет только субъективный смысл, который придаёт ей сам человек. В конце 80-х гг. ХХ в. появилась концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Чтобы разобраться в этом разнообразии мнений, обратимся к проблеме объективного и субъективного в истории.

Под объективными факторами развития общества обычно понимают такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности. Это природно-климатические факторы, влияющие на характер и уровень общественного производства, что конкретизируется в понятии способа производства. Способ производства — это единство производительных сил и производственных отношений в ходе создания материальных благ. Способ производства представляет собой основу общественно-экономической формации и, как писал Карл Маркс, «обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Динамика способа производства состоит в том, что производительные силы на определённом этапе развития общества перерастают рамки существующих производственных отношений, вступают с ними в противоречие. Это приводит к социальному взрыву, революции, насильственному изменению отношений собственности и власти.

Под субъективным фактором понимают деятельность отдельных людей, их групп, классов, партий и т.п. в истории. Своей деятельностью человек активно изменяет среду обитания в соответствии со своими целями и потребностями, образуя «вторую природу», мир культуры, или «неорганическое тело человека». Эта искусственная среда обитания характеризует любую из историко-культурных форм, а её создание является итогом творческого развития орудийного характера деятельности. В свою очередь орудийная деятельность стимулирует становление и развитие сознания, придаёт ему целенаправленный характер в отличие от генетически определённой животной целесообразности. На этой основе формируется субъективность человека: она возможна только в процессе совместной, коллективной деятельности, когда появляются солидарность и альтруистическое поведение, которое у животных имеется только в виде предпосылки.

Социальный субъект — это носитель целенаправленной активности, обладающий сознанием и волей, позволяющей ему воздействовать на объект деятельности. Это относится как к индивиду, так и к социальным общностям: классам, нациям, поколениям, профессиональным группам и т.д.

Одной из особенностей истории является то, что в XIX–XX вв. возрастает социальная активность человека в смысле идентификации его с определённой общностью. Это относится к национальному и классовому самоопределению, где наряду с объективными основами детерминации имеет немалое значение субъективный фактор. Обеспечивая человеку мощную социальную поддержку и защиту, общность может в то же время жёстко регламентировать жизнедеятельность человека, подавляя его свободу и индивидуальные особенности.

В ХХ в. на историческую арену выходят массы людей, десятки и сотни миллионов, вдохновляемые теми или иными идеями преобразования мира. Возникает феномен «массового сознания» и «восстания масс» (Х. Ортега-и-Гассет).

На рубежеXX–XXI вв. субъективный фактор истории всё больше смещается в сторону национальных интересов, взаимодействия и соперничества религий и цивилизаций, что находит отражение в соответствующих типах идеологий. В то же время не снижается острота экономических и политических противоречий, особенно по линии «богатый Север – бедный Юг». Новым моментом в действии субъективного фактора можно считать осознание тяжести глобальных проблем человечества и необходимости их решения в планетарном масштабе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: