Личность и массы, насилие и ненасилие в ходе истории

«Человек» — понятие родовое, в нём отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду.

Понятием «индивид» обозначается: 1) всякий отдельно взятый представитель человеческого рода homo sapiens; 2) единичный представитель какого-то социального целого — определённой группы или конкретного общества.

Под «индивидуальностью» обычно понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Здесь имеют в виду и его задатки, способности, характер, темперамент, эмоциональность, манеру говорить и держаться на людях. Огромное воздействие на складывание индивидуальности оказывают генетические, наследственные факторы.

Под «личностью» часто имеют в виду социально-значимые качества человека, которые он приобретает во взаимоотношениях с обществом, например, мужество или трусость, верность или предательство и т.д. Философия изучает социальные типы личностей, которые выступают обобщёнными характеристиками особенностей поведения и мировоззрения людей, принадлежащих к различным соц. общностям: классам, нациям, демографическим группам, профессиональным и территориальным общностям и т.д.

В понятие «массы» объединяют миллионы обыкновенных людей.

Соотношение личности и массы в ходе истории понимают как внутренне противоречивую сложную систему, находящуюся, как правило, в неравновесном состоянии. Личность может «плыть» в русле исторического процесса, когда её мысли и действия соответствуют «логике истории», а может и противиться тенденциям истории. В любом случае возникает вопрос — насколько любая личность, каждый из нас может воздействовать на ход исторического процесса или все мы — марионетки, которых дёргают за ниточки неведомые нам высшие силы. Если это так, то наше поведение уже заранее предопределено, и мы как актёры можем только более или менее талантливо исполнить волю великого режиссёра — Бога, Абсолютного Духа, Провидения и т.д. Такой провиденциализм [1], в сущности, ведёт к фатализму [2], оставляя человеку узкий выбор возможностей в ходе развития.

С другой стороны, каждая личность не является в полной мере продуктом истории, и именно этот момент делает человека уникальным существом и индивидуальностью. Особенно это относится к историческим личностям, гениям, сущностью которых является именно наличие того, что прямо не вытекает из особенностей среды, их породившей и воспитавшей. Отсюда вытекает трагичность судеб многих гениев, их непонятость современниками и упование на потомков.

Наиболее крупные сдвиги в истории объясняются действием масс. В этом смысле правы те мыслители, которые утверждали, что!идея становится силой, когда она овладевает массами. Вместе с тем, рождение идеи, её созревание, изложение в доступной массам форме — всё это удел личностей.

Таким образом, личность и массы — это два полюса единого целостного организма общества, связывающего людей системой социальных отношений, интересов, взглядов и концепций.

Одной из наиболее важных на современном этапе развития общества является проблема насилия и ненасилия в решении социальных и личных проблем.

Эта проблема стара как человечество, так как уже на заре истории люди столкнулись с необходимостью подавления стрессовых импульсов в поведении. Выйдя из недр животного мира, человек, с одной стороны, является самым неприспособленным живым существом в биологическом смысле, а с другой стороны, является своеобразным «суперхищником», уничтожающим себе подобных в огромных количествах. Последние исследования генома человека показали наличие у ряда людей гена «насилия», действие которого проявляется в соответствующей среде. Давно замечено, что почти вся человеческая история — история войн, конфликтов, насилия, убийств, жестокости и т.д. Мирное состояние является скорее исключением или коротким периодом между войнами.

ХХ в. до предела обострил дилемму [3] «насилие–ненасилие», что связано с появлением ядерного оружия и др. средств самоуничтожения человечества, а также с обострением отношений между «богатым Севером» («Золотой миллиард») и остальным человечеством («бедный Юг»). Кроме того, отмечается рост немотивированного насилия в отношениях между людьми и группами, распространения феномена серийных убийств и фанатизма.

Философский анализ этих явлений, прежде всего, связан с разграничением понятий «сила» и «насилие». Под насилием понимается противозаконное и аморальное применение силы, кроме тех случаев, когда «революционное насилие» имеет соответствующее социальное оправдание. Насилие — это разрушительная сила, включающая в себя все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующие им душевные качества, такие как ложь, ненависть, лицемерие и т.д. Часто источником этой разрушительной силы является страх быть отвергнутым, утратить какие-то блага, ценности, а может быть и саму жизнь. Насилие — это физический и экономический ущерб, который люди наносят друг другу, т.е. то, что очевидно является насилием — убийство, ограбление и т.д. Насилие — это такое подавление, принуждение и такой ущерб, который осуществляется вопреки воле того или тех людей, против кого они направлены. Насилие есть посягательство на свободу человеческой воли.

Насилие проявляется в различных и многообразных формах и степенях: физическое и психологическое, межличностное и структурное, социальное и политическое, военное и экономическое, культурное, религиозное, расовое, бытовое и т.д.

Ненасилие представляет собой образ мышления и образ жизни, которые на основе верховенства правды и любви предполагают личностные, социальные и межнациональные изменения ради преодоления несправедливости в достижении мира, ради примирения. Ненасилие решительно отвергает пассивность и подчинение всем формам несправедливости. Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. В основе ненасилия лежит концепция, согласно которой человеческая душа является ареной борьбы добра и зла, т.е. признаётся моральная двойственность человека.

Принципы ненасилия:

1) отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу;

2) критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нём могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента;

3) анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему выйти из конфликта с честью;

4) бороться со злом, но любить людей, стоящих за ним;

5) полная открытость поведения.

Основная установка ненасилия — исправить отношения, превратить врагов в друзей, сделать так, чтобы предшествующее зло не стало абсолютной преградой для последующего сотрудничества.

Основными нравственными ценностями философии и этики ненасилия являются: милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным явлениям — насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.

Впервые идеи гуманизма, любви к людям сформировались в различных культурных регионах в VI–V вв. до н.э., в частности, в виде золотого правила нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе». Идеи, направленные на утверждение общечеловеческого миропорядка, разрабатывали Сократ и итальянские гуманисты XVI века, французские просветители XVIII века, Вольтер и И. Кант, Ж.-Ж. Руссо и Л. Фейербах, К. Маркс, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв и др.!Целостное философское, нравственно-религиозное учение о ненасилии создал в конце XIX в. Лев Николаевич Толстой. В ХХ веке учение Толстого развивали М.К. Ганди, Р. Тагор, А. Швейцер, Н. Рерих, М.Л. Кинг и другие выдающиеся мыслители и общественные деятели.

В настоящее время идея ненасилия развивается в рамках различных религиозных (напр., бахаизм), пацифистских и экологических движений, а также в трудах современных философов, социологов и политологов разных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: