Северным Возрождением называют период в культурном и идейном развитии стран, расположенных к северу от Альп, - Нидерландов, Германии, Франции 1-й трети XV-XVI вв. Оно характеризуется сложным сочетанием мистического мироощущения и гуманистического мышления. Познание мира и человеческой личности художниками Северного Возрождения проходило не через отрицание идеалов Средневековья, как у итальянцев, а через развитие традиций национального готического искусства.
Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею Божественной гармонии и благодати на весь материальный мир претворилось в творчестве северян по-иному, нежели в Италии. Итальянские художники наделяли образы идеальной гармонией, а северяне копировали мельчайшие детали, так что их творения своим натурализмом производили несколько странное впечатление. Таковы обнаженные фигуры Адама и Евы на Гентском алтаре Я. ван Эйка или бородавка на щеке Бога-Отца X. Бальдунга.
Художников Северного Возрождения, в отличие от итальянских, мало волновали красота человеческого тела и иллюзорная глубина изображаемого пространства. Для них выразительной была готическая экспрессивность, состоящая в нарушении пропорций фигур, беспокойном движении складок одежды, в напрягшихся мускулах и жилах на шее. К примеру, в итальянской живописи св. Себастьян изображался прекрасным юношей, невозмутимо стоящим у мраморной колонны, несмотря на впившиеся в его тело стрелы врагов, а в нидерландской или немецкой он стоит на фоне ветвистого дерева, извиваясь вместе с его искореженным стволом.
|
|
Для итальянских художников идеалом считались точные пропорции и симметрия, а северянам любая закономерность казалась нарочитой. По этим причинам искусство Северного Ренессанса называют еще «магическим реализмом». Оно было стилистически неоднородным и по-разному проявлялось в Нидерландах, Германии и Франции.
Ренессанс в Нидерландах
Нидерланды, как и Германия, сохранили связь с духовной культурой Средневековья и традициями готики. Специфика сложившегося в Нидерландах в XV в. художественного стиля определялась тем, что Нидерланды находились под игом феодальной власти Бургундского герцогства, где возникла одна из самых ярких и уникальных художественных школ - бургундская, или франко-фламандская.
На формирование стилистических признаков нидерландской живописи XV в. оказала влияние франко-фламандская миниатюра, в которой изображение реальной земной жизни с множеством конкретных подробностей проявилось раньше, чем в других жанрах изобразительного искусства. Основные свойства франко-фламандской миниатюры воплотились в миниатюрах «Роскошного Часослова герцога Бер-рийского», выполненного братьями Лимбургами (см. цв. вкл.).
|
|
К другой группе произведений относится бургундская скульптура, в первую очередь раскрашенные статуи пророков Клауса Слютера. Они стали первым произведением нового ренессансного стиля, в котором человек был наделен индивидуальными чертами и эмоциями.
Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности. Повседневные жизненные явления окружались благоговейным почитанием и ореолом святости: свое дело, свой дом, свое имущество, своя капелла, свой покровитель-святой, своя семья. Во всех слоях общества чрезвычайно повысилось стремление к украшению и опоэтизированию повседневности.
Нидерландские художники обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели прекрасное. Кредо нидерландской живописи стало понятие «праведной повседневности».
Первыми художниками-реалистами в нидерландской живописи являются Мастер из Флемаля и Ян ван Эйк. В 20-30-е гг. XV столетия они создали новый тип картины, соединившей традиционную готическую алтарную композицию и портрет. Скрытый символизм картины указывал на ее связь с готикой, но по той роли, которая отводилась в ней человеку и окружающему его миру, вне всякого сомнения, она являлась ренессансной.
Мастер из Флемаля (Робер Кампен). Алтарь Мероде. Центральная часть. Метрополитен музей. Нью-Йорк |
Алтарные композиции Мастера из Флемаля, которого в конце XIX в. отождествили с Ровером Кампеном (1378-1444), положили начало так называемому бюргерскому течению в живописи, где царил дух «нового благочестия» с его трепетным отношением к каждодневным занятиям человека и материальным предметам -дубовой мебели, медной посуде, витражным окнам с деревянными ставнями, изразцам, суконной одежде. В его знаменитом триптихе, алтаре Мероде, воспроизводится типичное городское жилище со всеми реалиями современной художнику жизни: центральная композиция посвящена сцене Благовещения, которая происходит в жилой комнате дома; на левой створке виден огороженный каменной стеной дворик перед входной дверью; на правой створке - столярная мастерская хозяина дома, мастерящего мышеловку при помощи плотницкого инструмента.
При всей любви к окружающей человека материальной среде картина исполнена глубокого религиозного смысла и символики, позволяющей в соответствии с пантеистическим1 мировосприятием предметно выражать то, что принадлежит сфере божественного.
Мария, сидящая у очага за книгой, слегка подалась вправо, к огню, символизирующему свет Ветхого завета. Вместе с тем наклон ее головы и скошенный взгляд обращены влево -к архангелу Гавриилу и потоку небесного света, в лучах которого парит обнаженная фигурка гомункула с крестом на плече. Зримый образ Спасителя до его земного воплощения трактовался в качестве «приманки», завлекающей дьявола на погибель. Подобный же смысл имело и изображение мышеловки на правой створке алтаря. Горящая свеча символизирует свет Нового завета. Чистое полотенце и лилия в вазе на столе - аллюзия на непорочное зачатие. Рукомойник, намекая на крещение христиан водой, служит символом новозаветной церкви.
В истории мирового искусства немного художников, в творениях которых так прямо и непосредственно отражались бы идеалы определенной социальной прослойки. Мастер из Флемаля впервые воссоздал образ человека, словно ставшего частью окружающего материального мира. Таковы заказчики, муж и жена, стоящие на коленях перед дверью: они оставили свои прилавки, склады и мастерские и пришли с тех улиц и из тех домов, что видны за калиткой и в окне, чтобы отдать долг благочестия. Таков Иосиф-плотник, образ которого исполнен смирения и моральной чистоты, созвучных бюргерским идеалам эпохи. И даже Мадонна, наиболее религиозный персонаж, погружена в гущу повседневности: обыденность обстановки и предметы домашнего обихода подчеркивают простоту и человечность ее облика; в ее тяжеловесной фигуре и сильных руках не осталось и следа от экзальтированной готической хрупкости; глаза опущены и смотрят в книгу (либо на лежащего младенца - на других картинах). Такой тип «бюргерской мадонны» для нидерландской живописи стал классическим.
|
|
Важной чертой алтарных композиций Мастера из Флемаля являлось преодоление разобщенности между действующими лицами благодаря «психологической» однородности среды, основанной на продуманном подборе предметов, составляющих интерьер. Каждый изображенный художником человек пребывал в тесном контакте с миром вещей, а следовательно, и с другими людьми, лишаясь былой изолированности. Той же цели служило единое пространство, глубина которого удивительным образом достигалась за счет, казалось бы, нелепых перспективных сокращений, изображения предметов в разных плоскостях, подчеркнутой пластичности форм. В трактовке пространства, в передаче света и тени Мастер из Флемаля, как и художники Средневековья, еще не придерживался существующих в природе закономерностей, выделяя светом прежде всего фрагменты картины, которые несли главную смысловую нагрузку.
Великим мастером нидерландской живописи, которому безоговорочно принадлежит первенство в нидерландском Ренессансе, является Ян еан Эйк (1390-1441). Он писал алтарные образы, величайшим из которых является Гентский алтарь для капеллы в церкви св. Бавона. Образ мира, разработанный в Гентском алтаре, где совместно пребывали легендарные религиозные персонажи и жители земли, многократно повторялся в последующих живописных полотнах художника, к примеру в «Мадонне канцлера Ролена». Сцена на переднем плане, где в окружении нарядного дворцового интерьера расположилась Мадонна с младенцем и опустившийся перед ней на колени канцлер Ролен, неразрывно связана с изображением на заднем
|
|
1 Пантеизм отождествлял Бога и природу («природа есть Бог»).
плане. Эта связь выявлена и зрительно, и психологически. Зрительно она определяется тем, что пространственная пауза между фигурами Мадонны и канцлера продолжена водоразделом, пролегающим между двумя сторонами пейзажа на втором плане. Психологически портретному образу канцлера Ролена созвучен пейзаж с изображением реального земного города на левом берегу реки, а образу Мадонны вторит образ «страны блаженства» - сказочный город с огромным собором и устремленными к нему толпами людей. В целом вся картина подчинена идее красоты и высшей гармонии материального и духовного в мире. По тончайшим световым и красочным эффектам эта картина признана не только лучшей в творчестве художника, но и одной из лучших во всей западноевропейской живописи.
Реалистический характер искусства Яна ван Эйка особенно ярко проявился в жанре светского парного «Портрета четы Арнольфини», занявшего особое место во всей нидерландской живописи XV столетия (см. цв. вкл.).
На портрете изображено бракосочетание итальянского банкира Джованни Арнольфини, жившего в Брюгге в качестве представителя дома Медичи, и Джованны Ченами, девицы из богатой итальянской семьи. Портрет служил своеобразным «брачным сертификатом», удостоверявшим факт бракосочетания, так как по католической догме той эпохи свадьба могла совершаться без участия священника и даже без свидетелей. Обряд сводился к тому, что жених и невеста произносили слова торжественного обета, а жених поднимал кверху руку.
Решая чисто светскую задачу портретирования, ван Эйк сумел выявить психологический подтекст события, сделав акцент на душевном состоянии персонажей.
Это состояние передано с помощью разнообразных приемов, наиболее характерным из которых являются жесты рук. Приподнятая рука мужчины воспринимается как призыв к тишине, дабы ничто не нарушало внутренней значимости момента; соединенные руки супругов означают их отныне нерушимое единство, а пассивный жест тонкой руки невесты выражает чувство преданности и доверия. Роскошные апельсины - «Адамовы яблоки» намекали на греховные людские инстинкты, которые в христианском таинстве брака получали очищение. Снятая обувь означала совершение религиозного таинства и аллюзию на плодовитость вследствие прикосновения босыми ногами к земле. Хрустальные четки подчеркивали чистоту и благочестие невесты, а метелка - моральную и физическую чистоту семейной жизни. Поза и преувеличенно выпуклый живот невесты намекали на будущую беременность. Зеленый цвет платья и красный цвет драпировок символизировали плодородие и любовную страсть. Вместе с тем возвышенное состояние души ван Эйк отобразил при помощи нарочито немощной плоти, выступающей из плотных одежд.
В этом шедевре, как в фокусе, отразились все основные черты нидерландской ренессансной живописи. Во-первых, если в Италии художник наделял картину по своему воображению идеальной гармонии, то в нидерландской живописи основная идея выражалась через подчеркивание вполне реальных черт индивидуального характера и через натуралистическое копирование мельчайших деталей быта, одежды, фигур. Взамен некоего подобия покрывал, которыми итальянские художники окутывали свои идеальные фигуры, персонажи картин нидерландских художников одеты в обьганые костюмы своего времени, выписанные со скрупулезной точностью. Во-вторых, передача перспективы и световоздушной среды реализовы-валась в нидерландской живописи не только при помощи итальянской перспективы, но и при помощи таких «хитростей», как, например, на этой картине, где висящее за спинами супружеской четы зеркало, в котором они отражаются, углубляет пространство.
Учеником Р. Кампена и Я. ван Эйка был прославленный живописец Рогир ван дер Вейден (1399-1464), воспринявший многие элементы реалистического изобра-
жения действительности от своих учителей, но так и оставшийся под влиянием готики в нидерландской живописи.
Алтарные композиции мастера Рогира отличались, с одной стороны, высокой одухотворенностью образов, а с другой - условным плоскостным фоном. Его знаменитая картина «Снятие с креста», известная в XV в. даже за пределами Нидерландов, в наибольшей мере отразила созданный художником собственный экспрессивный стиль. Характерными признаками этого стиля являлись изысканная силуэтная линия, четкие линейные контуры и большие, нередко плоскостные, яркие цветовые пятна, а также богатый орнаментальный декор. Сложное драматическое действие, выраженное десятью человеческими фигурами, заключено в чрезвычайно узкую пространственную зону, но за счет светотеневой моделировки, пластичности композиции (вытянутое по диагонали обвисшее тело Христа и повторяющая почти точно его позу Богоматерь) и удлиненных пропорций изображение в целом получилось объемным, узкие пределы картины зрительно раздвинуты и пространство углублено за счет выдвижения всех участников сцены вперед.
Рогир ван дер Вейден не принял пантеистического мировосприятия своих великих предшественников. Многообразие мира не привлекало его внимания. Все интересы мастера были сосредоточены на человеке, которого он оценивал как источник высшей красоты и духовного совершенства. Поэтому в принадлежащих ему религиозных композициях окружающая людей среда воспроизводится без скрупулезной точности и воспринимается, скорее, как фон для действующих на первом плане фигур. При этом его интерес к орнаментике и скрупулезному выписыванию деталей оставался в русле нидерландского натурализма. Лучшей иллюстрацией этого стала его алтарная картина «Поклонение волхвов» для церкви в Мюнхене. Композиция на традиционную религиозную тему обрела светское звучание благодаря предельному реализму в передаче элегантной фигуры одного из волхвов, великолепного кавалера, подле стройных ног которого лежит, скрестив лапы, изящная левретка. И поскольку в передаче события акцент сделан не на религиозной символике, все происходящее напоминает скорее жанровую сцену, нежели событие из Священной истории.
Новая нидерландская живопись XV в., начавшаяся с радостной поэзии и глубокой одухотворенности Я. ван Эйка, завершила свой путь болезненным демонизмом Иеронима Босха (ок. 1460-1516), творчество которого стоит особняком в искусстве Нидерландов XV-XVI вв. Один только Босх в своем творчестве отважился проникнуть в глубину человеческой психики, показать то мрачное и трагическое, чем была больна его эпоха. Босх также сохранил средневековую уничижительную оценку человека, от которой отказались все художники нидерландского Возрождения.
Сюжетная основа его картин была направлена на демонстрацию отрицательных явлений жизни. Он изображал земное существование людей как всецело греховное, постоянно подчеркивая, что с момента грехопадения и изгнания из рая Адама и Евы человечество пошло по кривому пути греха и безумия и его удел -близкий Страшный суд. Образ преисподней, столь любимый Средневековьем и сведенный на нет нидерландскими живописцами XV столетия, в творчестве Босха вновь вырос до грандиозных размеров. Причем если в ранних работах Босха ад был строго локализован преисподней, то затем границы между адом, раем и земной жизнью начали стираться. Ад, выплеснувшись за сферу преисподней, не только вторгся в сферу земной жизни, став привычным явлением повседневности, но начал обнаруживаться даже в райских садах Эдема. Сохранилось несколько замечательных произведений - монументальных триптихов, где создан образ вселенной с
действующими в ней демоническими силами. Это «Сад любострастна», «Страшный суд», «Воз сена».
И. Босх. Несение креста. Музей изящных искусств. Гент |
Все композиции художник строил по одной схеме: на левой створке внутренней части триптиха он помещал сцены сотворения Евы, грехопадения и изгнания прародителей из рая; в центре изображал безумныймирчело-веческого земного существования и в качестве главной темы - семь смертных грехов; правая створка замыкала повествование изображением преисподней. Босха меньше всего занимали люди, безвольные создания, поэтому в качестве активного начала он показывал деятельность, демонических сил. Облик обитателей ада складывался у Босха под влиянием многочисленных изображений Страшного суда на стенах старых церквей и народных лубочных картинках, комбинирующих демонические образы из частей «нечистых» животных: жаб, летучих мышей, ползучих гадов. В то же время изображение демонических сил как существ со змеиными телами, жабьими головами, кошачьими когтями, перепончатыми крыльями было вполне «реалистично» с точки зрения средневековой иконографии. Эти жуткие создания мучили и потрошили грешников на фоне реальных котлов, реальных столов, реальных наковален, что наполняло представленные Босхом картины ада ощущением реальности, но в «кривом зеркале», как бы вывернутой наизнанку и превратившейся в пародию на самое себя.
От нелицеприятной оценки человечества Босх не отказался даже в серии бытописательных картин, за которые он был признан основоположником нидерландской жанровой живописи. Картины «Несение креста», «Корабль глупцов», «Блудный сын» по-разному трактуют тему. В первой образ человечества представлен гротескными фигурами с дьявольскими рожами палачей, на фоне которых контрастно выделяются два отрешенных лица с закрытыми глазами - Христа и св. Вероники. В «Корабле глупцов» человечество олицетворяют несколько корявых фигур, беспорядочно громоздящихся друг на друга, с такими уродливыми и тупыми лицами, что не вызывает никакого сомнения оценка этих людей как носителей зла и безумия.
Демонические, с горькой иронией «фантасмагории Босха» - явление уникальное в мировом искусстве. Босх воплотил бредовое мировоззрение конца Средневековья, но залогом его жизненной силы была характерная для его творчества связь с народными традициями. Хотя большинство образов являлось вымыслом, весь строй его причудливых изображений порожден жизнью, не говоря уже о том, что художник постоянно вводил в свои композиции пейзажные и жанровые мотивы.
Другим свойством искусства Босха было его великолепное живописное мастерство, в котором художник оказался на уровне лучших достижений эпохи. Босх писал и прозрачными голубыми, розовыми, изумрудными красками, создавая нежные колористические сочетания, и яркими, почти фосфоресцирующими при изображении зарева от горящих адских печей, разрывающего глубокую темноту ночного неба и отбрасывающего причудливые отблески на вполне реальную природу и архитектуру.
Буржуазное развитие Нидерландов в течение первых десятилетий XVI в. способствовало развитию общественной мысли. Реформация, победившая сначала в Германии, а затем и в Нидерландах, обусловила распространение кальвинизма с его духом практицизма. Философские и литературные труды Эразма Роттердамского, величайшего мыслителя и гуманиста эпохи Возрождения, особенно его сатира «Похвала Глупости», где высмеиваются нравы и пороки современного ему общества, способствовали распространению нового мировоззрения, хотя сам писатель не принял Реформации и выступал против религиозного фанатизма.
Естественно, что сложные процессы общественной жизни в Нидерландах оказали влияние и на развитие живописи. Прямое воздействие на искусство оказывало и усиление испанского гнета и, как следствие, обострение драматических конфликтов, которые неизбежно порождали мысль о ничтожности отдельного человека и его деятельности. В результате оказались окончательно изжитыми принципы искусства XV в. Вместе с тем творчество нидерландских художников становилось все более ориентированным на изображение людской массы. Наиболее выразительны в этом плане работы Питера Брейгеля Старшего по прозвищу Мужицкий (1525(?)—1569), которого можно назвать певцом толпы.
В его картинах богатейший материал, характеризующий жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в середине XVI в. Представление об извечно существующем в мире противостоянии доброго и злого начал, а также обыкновение видеть глубоко заложенный высший смысл в любых проявлениях жизни, даже самых малых, составляли особенность мировосприятия Брейгеля. В картинах «Битва Масленицы и Поста», «Фламандские пословицы» и «Игры детей», близких по своему образному строю, отражена активная людская деятельность, не имеющая, впрочем, никакого смысла. Объединяет эти картины мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира».
Во всех трех картинах масса людей - множество мелких суетящихся фигурок, как будто чем-то связанных: люди снуют между домами, выходят из дверей, выглядывают из окон, что-то несут, держат, протягивают, размахивают руками. Персонажи, «населяющие» пейзаж, не составляют единое целое, а образуют индифферентные друг другу группы, эгоистически обособленные в своих занятиях. Их облик - это облик людей, живущих по законам «перевернутого мира». На них печать глупости, дурашливого веселья, сосредоточенного, но бессмысленного внимания. Их веселые и бестолковые забавы - своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества.
Картины «Безумная Грета» и «Триумф смерти» также относятся к числу произведений, в основу которых положена идея «перевернутого мира». Однако в этих полотнах она получила воплощение в ирреальных, фантасмагорических образах. «Безумная Грета» и «Триумф смерти» со зловещей достоверностью отражали трагизм современной художнику жизни, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела и смертных казней было совершено больше, чем когда бы то ни было в истории страны. Мрачное состояние
Я. Брейгель. Сенокос. Национальный художественно-исторический музей. Вена
духа Брейгеля отразилось в этих картинах с большой наглядностью. В них все -безумие и зло: скелеты убивают людей, а те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста; безумная Грета, олицетворение скупости, несется не разбирая дороги, чтобы спрятать награбленное добро, и устремляется прямо в ад; двуполая ведьма на крыше дома вычерпывает из себя нечистоты, и люди, принимая их за золото, давят друг друга.
Сериям картин, в основе которых лежит идея «перевернутого мира», созвучны полотна пейзажно-жанрового характера на библейские сюжеты, отражающие новую тему в творчестве Брейгеля: тему человечества, находящегося в вечном странствовании, в вечном поиске, но ведомого неправедной, греховной волей. Это картины «Вавилонская башня», «Несение креста», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев». Композиции вписаны в излюбленный художником ландшафт-панораму с высокой линией горизонта, показанный как бы «с птичьего полета».
Эти картины предваряли знаменитую серию «Времена года», включающую пять пейзажных сцен. Согласно принятой классификации «Охотники на снегу» означают декабрь-январь, «Хмурый день» - февраль-март, «Сенокос» - июнь-июль, «Жатва» - август-сентябрь, «Возвращение стада» - октябрь-ноябрь. Картина, изображающая апрель-май, считается утраченной. Ландшафты во «Временах года» формально и тематически распадаются на две зоны. Ближайшая к зрителю размещена на возвышенности и посвящена человеческой жизни, здесь художник акцентирует внимание на бытовых деталях, второй план представляет собой безлюдную простирающуюся до горизонта даль. Великолепные пейзажи Брейгеля созвучны мироощущению Эразма Роттердамского, который говорил, что Бог способен явить любые чудеса - в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса
П. Брейгель. Слепые. Национальный музей Каподемонте. Неаполь
намного большие, чем исцеление прокаженного или бесноватого; эти чудеса в естественном ходе вещей, т.е. в самих законах природы, которые нам привычны, и потому мы не замечаем их «чудесности».
В основу каждого произведения Брейгель положил острое конкретное ощущение этой реальной «чудесности», или чудесной реальности. В мировой живописи его пейзажи занимают особое место, ибо нет изображений природы, где почти космический аспект был бы так органично слит с житейской повседневностью. Природа Брейгеля и грандиозна, и достоверна. Неслучайно поэтому он считается основателем пейзажного жанра в нидерландской живописи.
В картинах серии «Времена года» Брейгель впервые и единственный раз изобразил полезную и осмысленную деятельность людей, включив ее в извечный ход жизни природы в качестве составной части. Человек мыслился полностью зависимым от природы, но в то же время живущим в полной гармонии с нею, по ее законам, а не по принципам безумного «перевернутого мира». Об этих людях трудно сказать что-либо кроме того, что они крепки физически, деятельны и трудолюбивы. Но поскольку их существование наполнено истинным смыслом, они не лишены своеобразной грации и «величья рабочей своей красоты».
В конце жизни Брейгелем было написано несколько картин, которые воспринимаются как итоговые по отношению ко всему его творчеству. Одна из них «Слепые». Картина тематически представляет собой иллюстрацию евангельской притчи о слепых, в которой говорится: «...Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (от Матфея, 15, 14). На фоне реального брабантского пейзажа художник изобразил сугубо будничную сцену, в которой вереница слепых нищих, цепляющихся друг за друга, бредет по дороге мимо деревни; не заметив преграждающего им путь ручья, передний слепой упал навзничь, увлекая за собой всех остальных. Образ слепого, ведущего за собой других слепых, использовался в качестве популярного примера «перевернутого» человеческого сознания, начиная с XIII в. Слепота здесь символизирует слепой рок. Не вызывает сомнения, что художник в образе этих калек воссоздал важный символический образ странст-
вующего по земле человечества, физически и духовно слепого, и жестокость ожидающей и карающей его на этом пути Судьбы.