Позднее Возрождение

Начиная с 40-х годов XVI в. хронологически очерчивается период поздне­го Возрождения. Италия, оставшаяся в стороне от магистрального пути развития капиталистических отношений, оказавшаяся в тот период неспособной создать

1 Контрреформация - церковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII вв. во главе с папством, осуществляемое монашескими орденами и инквизицией, направленное против Реформации.


единое национальное государство, подпала под власть иностранных держав и стала главным оплотом феодально-католической реакции. Только относитель­ная свобода богатой Венецианской республики и от власти папы, и от господ­ства иностранных интервентов обеспечила развитие искусства в этом регионе, хотя и в Венеции ощущался поворот в сторону клерикально-ортодоксальных цен­ностей.

Наряду с Тицианом, творчество которого завершается в эту эпоху, наиболее значительными художниками позднего Возрождения считаются Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

В творчестве Паоло Кальяри (1528-1588), прозванного по месту рождения Веронезе, как в фокусе, сосредоточена вся сила и блеск венецианской декоратив­но-монументальной живописи маслом. Все, что было характерно для венециан­ской живописи, воспринявшей от византийской и греческой традиций любовь к праздничной и красивой атрибутике, к дорогому убранству, богатым тканям, вос­точным нарядам, пирам, процессиям, чернокожим слугам и златоволосым женщи­нам, нашло выражение в творчестве Веронезе. Его композиции по-венециански великолепны. Персонажи размещены на фоне пышной архитектуры, облаче­ны в тяжелые одеяния из парчи и бархата. В его ярких, написанных сочными красками картинах царит атмосфера праздника, блестящего и изысканного театрального зрелища.

Веронезе любил многолюдные композиции, насчитывающие до двухсот фигур. И от этого «Пир в доме Левия», «Брак в Кане», «Семейство Дария перед Алексан­дром Македонским» создают впечатление грандиозного театрального действа.

«Брак в Кане» содержит до 130 персонажей, многие из которых узнаваемы. Веронезе в группе гостей изобразил султана Сулеймана I и Карла V, а среди музы­кантов поместил портреты Тициана, Якопо Бассано, Тинторетто и самого себя.

Блеск живописи, великолепно выписанные детали, аристократическая непри­нужденность поз наполняли библейские композиции Веронезе почти языческой жизнерадостностью, что шло вразрез с церковной линией искусства, где возрож­далась мистика, вера в тленность плоти и вечность духа. Веронезе даже пришлось давать объяснение инквизиции по поводу слишком жизнерадостного характера сво­их картин. Лишь сохранившийся в Венеции светский характер правления избавил Веронезе от более серьезных последствий.

Хотя драматизм был чужд творческому складу Веронезе, его полотна «Снятие с креста» и «Оплакивание» являются лучшими на эту тему, где ноты скорби соче­таются с почти придворной грацией. Но эти полотна являются скорее исключением, чем правилом в его творчестве.

Его настоящей жизненной стихией остаются пиры и торжества, отражающие только праздничную сторону быта патрицианской верхушки Венеции. И самым грандиозным отражением этого беспечно-праздничного бытия являются фрески виллы Барбаро, одного из самых значительных ансамблей, завершающих историю ренессансной монументальной живописи. Этот ансамбль, созданный величайшим мастером позднего Возрождения архитектором Андреа Палладио, представляет со­бой удивительно гармоничное сочетание изысканно-строгой архитектуры и полных праздничного великолепия росписей. Живописные композиции Паоло Веронезе со­средоточены в залах второго этажа центральной части виллы -обширном, кресто­образном в плане вестибюле, куда ведут лестницы с первого этажа, и примыкаю­щих к нему пяти парадных помещениях. При этом живопись Веронезе не столько вписывается в архитектуру Палладио, сколько представляет подобие театральной декорации.


В росписи вестибюля широко использованы мотивы, создающие иллюзию су­ществования объекта: в иллюзорных окнах с балюстрадой открываются далекие пейзажи, тонущие в голубой дымке; по углам зала стоят иллюзорные боевые зна­мена и копья; из иллюзорных дверей выглядывает, например, шаловливая девочка, с любопытством наблюдающая за происходящим (см. цв. вкл.).

В зале Олимпа, являющемся центром всей системы росписей виллы, плафон расписан парящими в облаках античными богами, аллегорическими фигурами сти­хий и времен года, нижние части свода решены как иллюзорные балконы со стоя­щими на них людьми. Все эти росписи обрамляются реальными или иллюзорными архитектурными деталями. По сравнению с полотнами и декоративными панно, написанными маслом, во фресках Веронезе угадывается некая облегченность, как будто привычные образы и мотивы в иной технике изображения утрачивают пол­ноту бытия. Вместе с тем в облике персонажей, их позах, развевающихся вуалях присутствует и элемент стереотипной повторяемости.

Фресковая живопись Веронезе, виртуозная, праздничная, отмеченная ликую­щей жизнерадостностью, явилась прообразом всей дальнейшей декоративной жи­вописи в Италии и других странах Западной Европы.

Якопо Робусти (1518-1594) вышел из демократических кругов венецианского общества и прозвище Тинторетто, которое он обессмертил, получил от рода за­нятий своего отца, бывшего красильщиком (от итал. tinta - краска).

Тинторетто был одержим страстью к работе и в течение своей долгой жизни успел сделать очень много. Практически нет ни одной церкви в Венеции, где не было бы его полотен.

Искусство Тинторетто, подобно искусству Тициана, многогранно и богато: это и большие композиции на религиозные темы, и исторические полотна, и картины с мифологическим сюжетом, и замечательные «поэзии», и многочисленные пор­треты.

Его творчество, как и творчество Тициана, условно делится на два этапа -ран­ний и поздний. Ранний охватывает конец 30-х и 40-е годы XVI столетия, когда творчество Тинторетто было связано еще с традициями Высокого Возрожде­ния и определялось господством совершенного, прекрасного человека над окру­жающим миром. В работах этого периода еще преобладают радость, оптимизм. Самой значительной композицией того времени является «Чудо св. Марка», соз­данное для монастыря Сан-Марко в Венеции. Сюжет связан с легендой о чудес­ном появлении св. Марка, покровителя Венеции, во время пытки юноши-хри­стианина. Молоты, мечи и палки при этом вдруг разбились о тело мученика, приобретшего чудесную неуязвимость. Стремительный полет-падение св. Марка, врывающегося сверху в композицию картины, придает изображенному динамич­ность и вызывает ощущение пространства.

Поздний этап творчества Тинторетто приходится на вторую половину XVI в., когда объективные реалии вступили в трагический конфликт с гуманистически­ми представлениями о роли и месте человека в мире. Одно из наиболее харак­терных произведений этого периода - «Распятие» в церкви Сан-Касиано. Кре­сты, лестницы, целый лес копий, немногочисленные фигурки на переднем плане и небо -безбрежное, как океан. Художник достиг здесь совершенства и в колори­те, и в композиции. Красота неба, зеленого с розоватыми и золотистыми облаками, превосходит все, что было написано даже Веронезе. А грациозная и сжатая ком­позиция, составленная из немногих больших фигур, взмывающих к небу над узкой полоской темной земли и лесом копий, предельно точно выражает трагическую по­доплеку события.


В это время Тинторетто, подобно Тициану, создает не только произведения с трагическим подтекстом, но и целую серию картин из мира мечты - «поэзии». Та­ковы, например, «Сусанна и старцы», «Св. Георгий», «Происхождение Млечного Пути» (см. цв. вкл.).

Согласно античному мифу, Юпитер, желая наградить бессмертием своего младенца Ге­ракла, рожденного от смертной женщины, велел прижать его к груди Юноны, чтобы, испив молока богини, он сам стал бессмертным. От брызг молока застигнутой врасплох и отшат­нувшейся в испуге Юноны и возник Млечный Путь, опоясывающий небосвод.

Полотна этой серии кажутся созданными из драгоценностей, ибо в них соеди­нились самые красивые вещи в мире: молодое женское тело, золотые волосы, шелк, нити жемчуга, зеркала, розы в «Сусанне»; бриллиантовая россыпь звезд на иссиня-черном бархатном небе, фосфоресцирующее лунным блеском тело богини в «Млеч­ном Пути»; полыхающий алым заревом плащ принцессы, радужные переливы не­бесного сияния и зеленые купы деревьев в «Св. Георгии». Все это относится к области живописной магии, которую невозможно передать словами.

Но эти мечтательные «поэзии» - только одна грань в творчестве мастера. Его внимание все более привлекает бурное движение людских масс. Интерес к большим монументальным циклам - характерная черта позднего Тинторетто, реализованная им в Скуоло ди Сан-Рокко. Скуолами назывались в Венеции сообщества мирян, со­единившихся для благотворительных целей и избравших своим покровителем ка­кого-либо святого. Такому сообществу в честь св. Рокко принадлежало двухэтаж­ное здание, почти полностью украшенное Тинторетто. Помимо росписи плафонов и бесчисленных декоративных панно, он создал около двадцати больших компо­зиций, среди которых наиболее известными являются «Голгофа», «Христос перед Пилатом», «Благовещение».

«Голгофа» - это целый мир трагического движения, в котором отдельные люди и даже всадники теряются как песчинки в пустыне. Тинторетто первый в искусст­ве своего времени создает образ толпы. До него и в «Афинской школе» Рафаэля, и в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи изображались группы людей, но это была совокупность отдельных личностей, вступивших в определенное взаимодействие. Восприятие единой людской массы как живого целостного организма-образа поя­вилось только вместе с полотнами Тинторетто.

На картине «Христос перед Пилатом» мы видим один из лучших образов Христа в мировом искусстве. Христос представлен художником одиноким и спокойным, в белой одежде среди сгущающейся над ним горячей тьмы.

Тинторетто написал для венецианского Дворца Дожей гигантские торжест­венные полотна, превосходящие по размерам все, что были созданы до него. «Мер­курий и Грации», «Минерва и Марс», «Бахус и Ариадна», «Кузница Вулкана» со­ставляют драгоценнейшее украшение этого дворца. Десятки выполненных им портретов, разбросанных теперь по всем европейским галереям, увековечили чер­ты целого поколения дожей, сенаторов и адмиралов.

Подчас стремление передать главное в содержании образа, его суть домини­ровало в творчестве Тинторетто над решением технических, сугубо живописных задач. Неистово много работавший и всегда торопившийся выразить себя, мастер создавал картины почти небрежные, «приблизительные» по своему выполнению. Желая прежде всего осуществить свои творческие замыслы, он брался выполнять огромные композиции лишь за цену красок и холста.

Тинторетто был еще и прекрасным музыкантом, игравшим на многих инст­рументах и сочинявшим музыку. Его искусство получило восторженное при-


знание современников. Венецианское государство буквально заваливало его заказами. Но и для потомков гений Тинторетто оставался предметом восхи­щения и преклонения. Уже в XVII в. в Венеции была издана поэма Мар­ко Боскини «Карта живописного плавания», в которой он, описывая творчество Тициана и Веронезе, особенно восхищался Тинторетто, его мастерством и лег­костью кисти:

Венецианец с кистью, виртуоз, Оркестр и соло знающий дотошно, -И если он струну задел оплошно, Он этим грацию в созвучье внес.

Тинторетто был последним из великих художников итальянского Возрождения. «Все те, кто создал эру Ренессанса, - писал П. П. Муратов, - кажутся нам полубогами... Им можно поклоняться, но их не дано лицезреть простому человеческому глазу. И только лицо Тинторетто кажется почти знакомым, светлым человеческим лицом, напоминая черты великих людей нашего времени».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: