Информатизация общества, понятие информации и системы управления

Измерение производительности – отличный путь к оценке возможности страны обеспечить повышающийся стандарт жизни ее людей. Эффективная обратная связь оценивает процесс преобразования относительно плана выхода. Она также оценивает удовлетворенность покупателя и посылает сигналы, контролирующие входы и процесс.

Производительность подразумевает усиление производственного процесса. Усиление производства предполагает нахождение наиболее результативного варианта сравнения количества ресурсов затраченных (входов) к количеству товаров и услуг полученных (выходов). Снижение потока ресурсов на входах, пока выход товаров и услуг остается постоянным, или увеличение потока на выходе, пока входы постоянны, представляет увеличение производительности. С экономической точки зрения входы – это земля, труд, капитал и управление, которые комбинируются в производственную систему. Управление создает эту производственную систему, которая требует превращения входов в выходы. Выходы – это разнообразнейшие товары и услуги, например, ружья, масло, образование, курорты и т.д.

Соединенные Штаты имели в среднем 2,5% ежегодно прироста производительности за последние 100 лет. Этот рост производительности содержит три составляющих фактора, которые являются переменными производительности:

ü труд, вносящий 0,5% в рост производительности;

ü капитал, дающий 0,4%;

ü искусство и наука менеджмента, за счет чего получено 1,6% роста производительности.

Совершенствование производительности при содействии труда – это результат улучшения здравоохранения, образования, сферы питания трудящихся, сокращения рабочей недели и т.п. Для совершенствования производительности труда имеются три ключевых параметра:

¨ базовое образование соответствующее эффекту рабочей силы;

¨ продолжительность жизни;

¨ социальное обеспечение (в том числе транспортные и санитарные услуги), делающие труд доступным.

Эли Уитни впервые в истории производства реализовал принцип взаимозаменяемости деталей (1800 г.), который получил развитие на производстве на основе стандартизации и контроля качества. Вклад Тейлора был в установлении различия между менеджментом (например таким, как план, организация, персонал, руководство и контроль) и трудом. Он полагал, что менеджмент должен гарантировать большие возможности для:

¨ содействия работникам в выборе работы, повышающей их способности;

¨ обеспечения правильного обучения;

¨ обеспечения соответствующими необходимыми методами и инструментами в работе;

o создание законных стимулов для совершения работы.

В 1913 году Генри Форд и Чарльз Соренсон соединили свои знания о стандартизации деталей с конвейерными линиями и создали концепцию скоординированных конвейерных линий. Во время второй мировой войны Соренсон спроектировал конвейерную линию, которая выпускала один самолет-бомбардировщик В-24 «Liberator» каждый час.

Уолтер Шухарт соединил свои знания статистики с нуждами контроля качества и обеспечил фундамент статистических испытаний и контроля качества (1924 г.).

Особенно важное содействие менеджменту оказали информационные технологии управления, которые можно определить как процессы систематизации данных и переработки информации.

Информационные технологии – дисциплины, которые развивались при содействии множества людей, в том числе Чарльза Бэбиджа и Джона Винсента Атанасова. Бэбидж в 1832 г. был первым, кто спроектировал прототип компьютера, а Ада, дочь поэта Байрона, была первой, кто разработал подход к программированию его работы.

Веком позже, 1937 – 1938 гг., Джон Атанасов на факультете университета штата Айова описал и построил первый цифровой компьютер (АВС – компьютер).

Появление же персонального компьютера произвело информационную революцию. За дисплей ЭВМ сел непрограммист. Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания

Информация становится стратегическим ресурсом. Информатизация общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных.

Информатизация означает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности. Появилась индустрия информационных услуг.

Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в информационном - информация, знание, творчество. Стратегическим ресурсом становится творческий потенциал людей, занятых в производственном процессе, наравне с материалами, энергией, капиталом. Поэтому основная задача современного общества - стимулировать творческий процесс.

Основные черты переходного периода к информатизации общества следующие: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, ускорение технологического цикла развития «знание-производство-знание», массовое тиражирование профессиональных знаний.

В середине нашего столетия в науке и технике были получены три группы важнейших результатов:

ü доказана аналогичность информационных процессов, происходящих при управлении в системах самой различной природы: технических, биологических, социальных;

ü построены ЭВМ и налажено их промышленное производство;

ü разработаны методы решения дискретных оптимизационных задач, решаемых в процессе управления (особенно в системах организационного управления).

Данные – это величины, их отношения, словосочетания, факты, преобразование и обработка которых позволяет извлечь информацию, т.е. знание о том или ином предмете, процессе или явлении. Иными словами, данные служат сырьем для создания информации, полученной в результате обработки данных.

«Знание – проверенный практикой результат познания действительности, вернее ее отражение в мышлении человека». В словаре С.И.Ожегова (1973 г.) знание определяется, во-первых, как постижение действительности сознанием, наука, во-вторых – как совокупность сведений, познаний в какой либо области.

основные свойства знаний:

1. «Знания могут быть представлены в форме данных. В частности, виде текста на некотором формальном языке, в виде сети, задающей связи разного рода между элементами знаний». Из этого свойства следует, что знание есть некоторая более высокая степень организации данных, которая допускает специальную интерпретацию.

2. «Знания обладают способностью управлять информационными процессами (вычислениями). Точнее, в системе, в которой применяются знания, протекание процессов определяется знаниями и почти не зависит от устройства системы».

3. «Знания могут содержать процедурную часть – программы. Но применение этих программ управляется знаниями, в частности связывание параметров и запуск программ могут происходить автоматически «внутри» системы, использующей знания, без ведома того, кто запустил процесс, использующий знания».

4. «Знания делятся на отдельные фрагменты – описания объектов, процессов, ситуаций, явлений. Такие фрагменты (модули знаний) называются «фреймами». Фреймы могут быть связаны друг с другом родо-видовыми отношениями, могут быть и узлами семантических сетей».

5. «При работе со знаниями важна прагматическая сторона – знания всегда используются для чего-то, в частности для решения задач, какую бы сложную структуру они не имели».

Полезно различать три вида знаний:

· предметное или фактографическое знание, складывающееся из наборов количественных и качественных характеристик различных конкретных объектов;

· алгоритмическое знание - знание методов, способов, процедур некоторых действий, приводящих к некоторому результату;

· понятийное или концептуальное знание, складывающееся совокупности основных терминов, применяемых в той или иной сфере деятельности (предметной области), понятий, кроющихся за этими терминами, их свойств, взаимосвязей и зависимостей.

Говоря о разнице между знаниями и данными, хотелось бы сразу дать полуформальное определение понятия базы знаний: база данных считается базой знаний, если она содержит данные, способные управлять информационными процессами, и используется для получения новых данных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: