Тема 4. Дизонтогенез и его причины. Дизонтогении или виды отклоняющегося развития. Факторы, обусловливающие тип дезонтогении

Дизонтогенез – нарушение темпов и содержания нормального развития в возрасте, когда морфофункциональные системы ещё не достигли зрелости.

Дизонтогении – отдельные аномалии развития. Термин был введён представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза. Одним из первых его употребил А.И.Швальбе в 1927 году для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. В отечественной психологии длительное время использовалось понятие «аномалии развития». Применительно к детям с дизонтогенией чаще всего используют такие понятия как «дети группы риска», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «плохо адаптирующиеся дети».

Обобщение содержания работ Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, Б.В.Зейгарник, а также исследований В.В.Лебединского, Г.Е.Сухаревой, М.С.Певзнер, Э.Г.Симерницкой и др., можно выделить основные факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка дизонтогении:

1. Возрастная и временная обусловленность дизонтогении (время и длительность воздействия повреждающих факторов). По В.В.Лебединскому это второй параметр дизонтогенеза, связанный со временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития.

2. Этиология повреждающих факторов.

3. Распространённость болезненного процесса (локальность или системность патогенного воздействия). По В.В.Лебединскому это первый параметр, связанный с функциональной локализацией и позволяющий выделять частный и общий дефекты.

4. Степень нарушения межфункциональных связей. По В.В.Лебединскому это четвёртый параметр характеризующий психический дизонтогенез. Новые функции и качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.

Причиной дизонтогенеза чаще всего являются локальные и системные нарушения ЦНС. К локальным можно отнести дефекты отдельных анализаторов. Сложные дефекты, например, умственная отсталость, являются системными.

Л.С.Выготский одним из первых предложил классификацию отклоняющегося развития. Она включала три типа дефектов: 1) повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота и пр.); 2) повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки); 3) недостаток или повреждение ЦНС (слабоумие).

Г.Е.Сухарева с позиций патогенеза выделяет три вида отклоняющегося развития: 1) задержанное развитие; 2) повреждённое развитие; 3) искажённое развитие.

Г.К.Ушакова и В.В.Ковалёва выделяют два основных вида психического дизонтогенеза:

1) ретардация; 2) асинхрония.

Наиболее полной в настоящее время считается классификация психического дизонтогенеза В.В.Лебединского. Автор выделяет следующие разновидности дизонтогенеза:

1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур.

2. Задержанное психическое развитие (ретардация). Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер.

3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или струкрур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено.

4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Примером служит ранний детский аутизм.

5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии.

6. Дефицитарное развитие. Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.

Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии выделяют три основных критерия, характеризующих психопатию: 1). тотальность патологических черт характера; 2). относительную стабильность их проявлений в течение жизни; 3). социальная дезадаптация.

Рекомендуемая литература по теме:

Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. Л.В.Занкова М., 1940.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., 2003.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

Щербакова А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями в развитии. М., 2001.

http // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http:// chuprov.boom.ru /chuprov/ new

http // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое дизонтогенез?

2. Что такое дизонтогения?

3. Каковы основные причины дизонтогенеза?

4. Назовите основные виды дизонтогенеза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: