Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, которое может служить общей моделью дизонтогении на почве нарушений опорно-двигательной системы.

Психология людей имеющих нарушения речи (логопсихология) – раздел специальной психологии, в котором изучаются психологические особенности людей с нарушениями речи в результате её первичного дефекта.

Психология людей с сочетанными (сложными) нарушениями развития -отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития людей, имеющих два (или более) первичных психофизических нарушения.

В зависимости от структуры нарушений лиц с сочетанными нарушениями можно разделить на три группы:

1. Люди с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития (например, умственно отсталые глухие).

2. Дети имеющие одно ведущее существенное психофизическое нарушение и сопутствующее ему второе нарушение выраженное слабо, но вместе с тем, отягощающее ход развития (умственно отсталые дети со сниженным слухом).

3. Люди с множественными нарушениями. Имеются три (и более) первичных нарушения, выраженные в разной степени и приводящие к значительным отклонениям в развитии (умственно отсталые слабовидящие глухие дети). К множественным относятся и сочетания ряда небольших нарушений, имеющих отрицательный кумулятивный эффект (например, при сочетании незначительных нарушений моторики, зрения и слуха у ребёнка может быть выраженное недоразвитие речи).

Рекомендуемая литература по теме:

Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. М., 1983.

Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь, 2000.

Балахонов А.В. Ошибки развития. ЛГУ 1990.

Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002

Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л.В.Занкова М., 1940.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6т.- М., 1984.- Т.5.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2000

Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. М., 1971.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.

Холмс Д. Анормальная психология. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

Шиф Ж.И.

http:// chuprov.boom.ru /chuprov/ new

http // www. pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните имеющиеся в вашем распоряжении определения специальной психологии и ответьте на вопрос: «Эти определения разные по содержанию или отличаются только по форме?».

2. Проведите сопоставительный анализ определения специальной психологии и определений клинической и медицинской психологии. В чём состоит специфика каждого из этих направлений?

Вопросы для самопроверки:

1.Какова основная практическая значимость специальной психологии?

2. Назовите основные разделы специальной психологии и дайте их краткую характеристику.

3.Перечислите основные задачи специальной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: