Понятие психического дизонтогенеза

Термин «дизонтогенез» применяется в науке для обозначения различных отклонений от стадии определенного возрастного этапа развития ребенка, вызванных болезненным процессом либо его последствиями. Термин «дизонтогения» впервые употребил Швальбе в 1927 г. для характеристики отклонений внутриутробного развития. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое значение.

Патологическое воздействие на структуры незрелого мозга приводит к отклонению психического развития. Эти негативные проявления бывают разными в зависимости от этиологии, степени выраженности, распространенности, времени возникновения, социально-бытовых условий и др.

Дизонтогении вызываются как биологическими, так и социальными факторами.

К биологическим факторам относятся:

1)пороки развития мозга, связанные с изменением генетического материала (генные мутации, наследственные нарушения обмена веществ и др.);

2)внутриутробные поражения (токсикозы беременных, инфекционные заболевания беременных, интоксикации, травмы и др.),

К социальным факторам возникновения дизонтогении относятся: микросоциально-педагогическая запущенность; развитие в условиях социальной депривации.

Характер психического дизонтогенеза определяется рядом параметров:

1)функциональная локализация нарушения;

2)время поражения;

3)взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом;

4)нарушение межфункциональных взаимодействий.

Наиболее полной в настоящее время считается классификация психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому.

1)недоразвитие. Типичный пример — умственная отсталость. Здесь имеет место раннее время поражения, затронувшее незрелые мозговые системы;

2)задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер;

3)поврежденное развитие. Патологическое воздействие на мозг произошло в более поздние периоды, когда морфологическое и функциональное созревание мозговых структур было почти сформировано;

4)дефицитарное развитие. Характеризуется тяжелым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, рядом тяжелых хронических заболеваний;

5)искаженное развитие. Наблюдается патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Типичным примером искаженного развития является синдром раннего детского аутизма;

6)дисгармоничное развитие. Данный вид дизонтогенеза вызван не текущим болезненным процессом, а врожденной либо приобретенной аномальной структурой эмоционально-волевой сферы. Типичным примером дисгармоничного развития являются различные психопатии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: