Труд как основа эстетического творчества, эстетического чувства.
- Трудовая сущность прекрасного.
- Проявление эстетического начала в материальном производстве на различных ступенях общественного развития.
- Противоречия в социальном строе труда и их влияние на эстетическое содержание материально-практической деятельности и ее продуктов.
- Соотношение прекрасного и полезного.
- Разрешение противоречий между материально-практической деятельностью и художественно-эстетической деятельностью, их роль и место дизайна в этом процессе.
- Эстетическое отношение дизайна к действительности. Дизайн и эстетический идеал.
- Многообразие форм художественного творчества в промышленности.
- Отличие дизайна от прикладного искусства и художественной промышленности.
- Эстетическая ценность машинной техники и дизайн.
- Эстетическое освоение машинной техники в дизайне.
- Техническая эстетика против эстетики техницизма.
- Эстетизм и вещизм.
- Красота и стандарт.
- Взаимоотношение дизайна и искусства.
- Художественное (эстетическое) начало дизайна. Эстетический момент в творчестве дизайнера. Художественное (эстетическое) творчество и художественное конструирование.
- Эстетическое в продукте дизайна. Произведение дизайна и произведение искусства.
- Сравнительная эстетическая характеристика дизайна и стайлинга.
- Дизайн и эстетическая революция XX столетия.
- Дизайн и художественный синтез.
- Дизайн, архитектура, урбанизм, синтурбанизм.
- Дизайн и проблема стиля.
- Функционализм как метод творчества и как художественный стиль.
- Формалистический и социальный функционализм. Статический и динамический функционализм.
- Дизайн и конструктивизм.
- Освоение новейших достижений живописи и скульптуры в дизайне.
- Дизайн и другие средства массовой культуры, основанные на современной технике, в их социальном и эстетическом сопоставлении: а) дизайн и кино; б) дизайн и телевидение; в) дизайн и радио.
- Строение дизайн-формы. Функция—конструкция—форма. Форма внутренняя и форма внешняя.
- Красота и внешняя форма. Принципы формообразования.
- Проблема вхождения художника в материальное производство. Художник-прикладник и дизайнер. Дизайнер как новая профессия. Специализация и универсализм дизайнера.
Дизайн захватывает значительно большую область объектов, нежели архитектура, его сфера — весь предметный мир человека. Дизайн не совпадает с инженерией: его объекты и продукты — не орудия, не вещи обихода, а элементы предметного мира человека; здесь у продуктов производства является новое качество, такие стороны, которые не учитывались и не могли учитываться чистой инженерией. Дизайн не искусство: область создаваемых им продуктов значительно шире области произведений искусства, а функции каждой созданной вещи — значительно разнообразнее. Дизайн отличен от науки: он производит совершенно особые продукты — проекты и образцы изделий, никак не сводимые к знаниям.
|
|
|
|
Цель дизайна — удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей. Это работа художника с формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга стоящих перед ним задач: и утилитарных, и социокультурных, и художественных, и технологических. Через форму дизайнер общается с потребителем (понимая под формой не только оболочку или конструкцию материальных предметов, но и структуры, сценарии действия, те или иные правила и условия).