Становление и развитие дизайна как деятельности. Сущность дизайна

История дизайна насчитывает немногим более 100 лет, для любой истории это ничтожно малый срок. Однако эти сто лет человеческой жизни, среды его обитания и развития, становления промышленного способа производства потребительского продукта со всеми политическими и экономическими страстями, были очень непросты. Ученные считают, что развитие цивилизационных процессов за эти сто лет соизмеримы со всей историей человечества в его открытиях и научно-технических достижениях. Значит, история становления дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, становится сопоставимой с историей архитектуры и градостроительства, живописи и декоративно-прикладного искусства. Дизайн как профессия возник и сформировался в 20-ом веке. Но различные характерные проявления дизайна встречаются в глубинных пластах материальной культуры. Человек, при создании необходимых предметных форм, таких как орудия труда, оружие, постройки, средства передвижения, бытовые предметы, в соответствии с уровнем развития техники и жизненных потребностей, стремился привести форму в соответствие с функцией. Уже на ранних этапах социализации человек стремился, как показывает история, к целесообразному отбору форм, утонченному пониманию красоты и пользы в окружающем его пространстве(23).

Материальная культура прошлого создавалась и менялась значительно медленнее, чем сегодня. Ее формы и символы отрабатывались и совершенствовались, передавались из одного исторического периода в другой на протяжении столетий. Отбор форм проходил естественным путем, как в природе, где борьба за выживание вида связана с гибким приспособлением к среде. Принципиальные изменения в образе жизни и окружающем человека мире растягивались на века, сменялось не одно поколение людей, при этом устойчивые базовые формы переходили из поколения к поколению, освящались культурой, а пришедшие в физическую негодность старые формы реконструировались (97).

Двадцатый век – век научно-технических прогрессов, приводит к тому, что среда радикально меняется при жизни одного поколения. Формы устаревают, не успевая отшлифоваться и ассимилироваться в культуре. Люди узнали электричество, двигатели внутреннего сгорания, самолеты, радио и так далее. Жизнь людей менялась, она становилась более комфортной, удобной. Сегодня уже никто не спорит с тем, что все эти процессы происходили при посредстве дизайна. Обнаруживается тенденция к осознанному предметному формообразованию, в котором соединяются логическое мышление, художественная интуиция и проектное предвидение, создание, развитие и исчезновение новых функций и форм. Наступила новая эпоха, когда в результате культивирующей деятельности человека кардинально изменилось предметное окружение человека, то есть качественно и количественно изменилось наполнение материальной культуры новыми формами, гармонично включенными в среду человеческого существования (57). С другой стороны, построение новой материальной культуры, создаваемой с опорой на научно-технический и технологический прогрессы, породило проблемы экологического характера, которые, в свою очередь, создали множество проблем, связанных со здоровьем человека, состоянием его нравственных позиций. Дизайн, в такой ситуации, стал средством приведения в соответствие отношений человека и окружающей его среды, отдельной личности и общества, производительных сил и потребностей людей (122).

Для определения места дизайна в современной культуре необходимо обратиться к формам ее существования, что позволяет представить ее, в основном, в виде трех больших множеств: духовной, материальной и духовно-материальной(286).

Первая – духовная, включает в себя информационные, информационно- художественные и символико-коммуникативные коды, которые в системе определения ценностей объявлены на сегодняшний день высокими в развитых странах.

Вторая – материальная, включает в себя комплекс технико-сырьевых запасов и объектов культуры, которые составляют природную основу человечески определенного "рукотворного" явления в культуре.

Третья – духовно-материальная часть, составляет жизненный ареал людей, в котором и происходит повседневное функционирование человеческого общества (57).

В этой части культуры с завершением двадцатого столетия и начал занимать лидирующую позицию дизайн. Дизайн как отображение этого мира и дизайн как способ формирования и функционирования этого мира.

Исторический анализ показывает, что само понятие дизайна претерпело изменения, эти изменения продиктованы уровнем развития экономических отношений в обществе, созданием новых структур культуры.

В этой связи, интерес представляет, на наш взгляд, классификация определений дизайна, приводимая К. Кантором в книге "Красота и польза"(126).

Дизайн это:

- прикладное искусство современного стиля;

- новый раздел прикладного искусства, связанный с современной промышленностью;

- искусство создания предметов техники, технических предметов быта и труда(отличается от традиционного прикладного искусства по сложности предмета);

- эстетизация техники (широкое произвольное понятие, ибо под эстетизацией понимают часто и наведение порядка в цехе или окраску станков и оборудования);

- художественное конструирование (в данном случае область деятельности отождествляется с методом деятельности);

- систематическое применение научных данных для конструирования новых машин или, шире, вообще всякой новой продукции промышленности;

- новый вид творческой деятельности в промышленности.

Каждое из представленных определений есть отражение способов производства потребительского продукта. В современном звучании, с наступлением эры постиндустриализма, дизайн обретает новое качественное содержание, отражающее проектный метод формирования окружающей человека среды. Тогда современные определения дизайна звучат следующим образом:

- дизайн является особым качественным этапом развития проектного мышления и деятельности, на котором складывается система проектирования, включающая в себя различные инженерно-технические деятельности и научные дисциплины при ведущей роли гуманитаризующего, проблемно ориентированного художественно-проектного мышления (127):

- дизайн это способность сделать самый сложный в техническом отношении объект близким человеку (129);

- дизайн – это проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию предметной гармоничной среды жилой, производственной и социокультурной сфер;

- дизайн – это проектная деятельность, которая основана на объединении научных принципов с художественными в проектном образе, благодаря чему создается эффект, недостижимый в любом другом проектировании. Подобная деятельность может распространяться на любую из сфер жизнедеятельности (58);

- дизайн – это инновационная деятельность, в силу своего проблемного характера. А в силу постоянной новизны задачи требуется интеграция различных видов деятельности (90);

-дизайн – это деятельность, которая создает то, чего не существовало в мире (Такуо Хирано-дизайнер, Япония);

- дизайн - не более чем фактор процесса планирования продукции, производства, проектирования и сбыта (Ясуо Куроки – генеральный менеджер "Сони");

- дизайн есть тензор напряжения между прошлым и будущим, создает истоки и результаты истинного искусства.(Сусуму Окада – дизайнер, Япония) (362);

-дизайн – это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка (В.Папанек);

- дизайн проектирует не вещь, а эффект, достигаемый с помощью вещи, отсюда цель дизайна – создание мира прекрасных форм, вещей, которые бы раскрывали истинный характер цивилизации (127).

Из этих определений видно, что все они отражают в той или иной мере наиболее существенные признаки дизайна, но по нашему мнению, ни одно из них не может претендовать на целостное, всеобъемлющее понятие, характеризующее развитие современных производственных отношений и места дизайн-деятельности в них (122). Более того, дизайн относили к определению только духовных и интеллектуальных видов деятельности человека. Глобальные изменения социально-экономических условий в стране предъявляют новые требования к организации пространства деятельности, всего жизненного пространства, независимо от направления деятельности человека. Кроме того, в современных условиях на рынке труда значимость профессионала возросла многократно, а профессионал, в свою очередь, немыслим без умения представить свой труд на должном уровне и в должном эстетическом представлении.

Поэтому само понятие дизайн приобретает новое значение, отражающее, кроме перечисленных свойств и сам стиль жизни и сферу отношений между людьми (129).

В этой связи особый интерес представляет проникновение дизайна в сферу отношений между людьми. Без дизайна невозможно говорить о современном подходе к организации мобильных коллективов людей, объединенных единой целью выполнения социальных задач (196).

Осуществление идеи создания целостного объекта требует знания основных законов и тенденций развития техники, искусства, экономики, производства потребления, ценностных установок культуры, духовных потребностей общества. В силу этого можно утверждать, что дизайн базируется на научных основах моделирования объекта, объединяя научные принципы с художественными в проектном образе и является, по сути, изобретательской деятельностью, в процессе которой устанавливаются новые связи внутри объекта или объектов с человеком, средой (197).

Сегодня с определенностью можно утверждать, что современный человек живет в среде полностью проектируемой и постоянно обновляемой путем проектирования. Дизайн, в такой ситуации, понимается как метод построения мира, включая и решение социальных проблем. В связи с этим возникло определение нашей цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека (284). Более того, по высказыванию В.И.Пузанова, дизайнерская модель культуры объединяет самые разные предметы и явления в мощный культурный слой, где дизайн играет роль связующего начала.

Здесь необходимо сделать некоторые пояснения, касающиеся терминологии.

Когда мы говорим о культуре, то целесообразно использовать следующее ее определение, как наиболее точно выражающее смыслы самой культуры:

Культура – (от латинского возделывание, воспитание, образование. развитие, почитание) это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческой деятельности и поведения, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мир ( 122 ).

Дизайнер сегодня должен владеть всеми видами искусств, функционирующих в существующей системе: от графической визуалистики поисковой работы до режиссуры процессов жизнедеятельности, сливающихся в образ жизни, уметь применять "технологическую палитру", которую предлагает научно-технологический прогресс: от автоматизированного проектирования до воспроизведения любых производственных процессов, совмещающий материальное моделирование с моделированием потребительским, технологическим, экономическим, коммерческим, обеспечивающим преобразование проектного решения в факт общественной и личной жизни (355).

Появление профессионала с такими качествами может означать одно – нужды общественного развития вывели на сцену фигуру с навыками целостного мышления, способную воспринимать весь процесс общественной жизни, возбуждать в нем интеграционное движение. То есть можно утверждать, что дизайн направлен в различные сферы человеческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: