От неподвижности к движению

Быть, значит назвать объявить себя другим и отделенным, индивидуализироваться. Но как узнать, что мы продолжаем существовать, другими словами, как провести опыт с состоянием бытия? Для этого необходима система, позволяющая установить, поддерживать или постоянно чувствовать различие между я и не-я. У клетки есть мембрана, которая служит ей материальным барьером. Этот барьер отделяет (снова сознание…) внутреннее пространство от внешнего, создает физическую границу индивидууму, но не позволяет клетке экспериментировать, т.е. чувствовать, что она существует. Мембрана является структурой, обеспечивающей существование, но ещё не обеспечивающей функцию.

Ощущение бытия рождается посредством обмена с внешней средой. Двойственность я/не-я создает пару influx|efflux (инфлюкс/эффлюкс, приток/отток). Отток (эффлюкс) не может продолжаться вечно, поэтому он должен изменить направление, что создает приток (инфлюкс), который стремится уравновесить потенциальную разницу между мной и внешней средой. Но в тот момент, когда возвращение потока уравновесит эту разницу, необходимость существовать или ощущать, что существуешь, превратит его в поток, стремящийся к наружи. Так устанавливается чередование притока и оттока, направленное на поиск невозможного равновесия: «В слове чередование (“alternance”) есть корень “alter” - «другой». Чтобы существовал Я, нужно, чтобы существовал Ты. Без тебя нет меня». (Peze, 1993, 32).

Ричард Мосс выражает ту же мысль по другому: «На самом деле, невозможно осознать что-либо без предварительного условия. Вспомните ветер. Если вы перемещаетесь со скоростью ветра, вы не чувствуете его. Чтобы осознать его наличие, нужно ему противостоять, его оттолкнуть. Это и есть эго: Я, отталкивающее Ты. Оно должно прервать незримую связь с Существованием, что парадоксальным образом даст ему осознание Существования. Эго рождается из контраста: ему необходимо отделение, взаимодействие. Оно дает начало воле и первому различию: да или нет. И оно может быть в опасности…». (Moss, 1996, 38). Таким образом, во всем живом существует вечная двойственность между уступить и противостоять, между стремиться к и остановиться.

Этот обмен позволяет клетке почувствовать, что она существует как индивидуум. Чтобы появилось ощущение, необходимо изменение. Неважно, будет ли это изменение идти изнутри к наружи или снаружи вовнутрь, главное, чтобы оно было. Чередование притока и оттока создает обмен и позволяет живой структуре узнать, что она существует, поддерживая некоторое сохранение энергии. Сознание поддерживается за счет этого чередования: «Сознание и дыхание совпадают: они едины». (de Smedt in Le Nouvel, 2001, 10). Как любой чередующийся феномен, оно организуется в соответствии с определенным ритмом.

Этот обмен так же создает цикл чередующихся движений экспансии/ретракции внутри клетки. Таким образом, клетку можно рассматривать как преобразователь: она преобразует обмен или коммуникацию в движение. Вот так из неподвижности рождается движение.

Вот что говорит по этому поводу ученик Сатерленда Томас Ф. Скули: «Если любая материя находится в движении и если любое движение колебательно в своей первичной фазе, являясь сочетанием двух циклов: одного расширительного, а другого сократительного, то колебания ритмичны. Если одна фаза провоцируется другой, тогда между двумя фазами должен существовать обмен фактором энергии, т.к. движение требует энергии. Если колебания происходят во всей материи, должна быть центральная точка, относительно которой создаются колебания. В таком случае, эта точка неподвижна и может быть названа фулькрумом. А значит, должен существовать фулькрум для каждого атома, каждой молекулы, каждой материальной массы». (Schooly, 1951, 72-73 и Magoon, 2000, 102-103).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: