Ручное ковроткачество


Ковроткачество ручное — один из самых распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства.
Наиболее древний центр ковроделия на территории РФ — Дагестан.
Время возникновения ковроделия на Руси точно не известно. В XVII в. уже существует крестьянское производство паласных и махровых ковров. Организация шпалерной мануфактуры в 1717г. является началом фабричного производства ковров-гобеленов ручной выработки.
В настоящее время в РФ производятся ковры: ворсовые, высоковорсовые, махровые, безворсовые двусторонние и односторонние («сумахи»).
Ковровая ткань, как и всякая другая, строится на переплетении нитей основы, расположенных в продольном направлении, с нитями утка, идущими в поперечном направлении.
В безворсовых коврах структура ткани образуется путем плотного застила основы цветными нитями утка.
Двусторонние ковры (с обеих сторон ковры имеют одинаковую поверхность и читаемость рисунка) вырабатываются полотняным переплетением — перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Для образования полотняного переплетения нити основы делятся на четные и нечетные и при помощи рук или ремиза поочередно выводятся вперед, образуя зев для прокладки утка. Уточные нити для образования плотной однородной ткани прибиваются колотушкой или батаном. Количество нитей основы и утка, приходящееся на единицу площади, называется плотностью ковровой ткани безворсового ковра. При этом нити основы считаются по парам, а уточные — по количеству прокидок.
В безворсовых коврах счетной техники узор выполняется по счету нитей на память или по техническому рисунку — рисунку ковра в цвете, переведенному на клетчатую канвовую- бумагу.
Одна клетка канвовой бумаги условно соответствует площади ковра, образованной парой нитей основы и определенным количеством прокидок утка, нужных для образования квадрата ткани.
Соединение разноцветных нитей узорообразующего утка на границах цветовых плоскостей рисунка производится следующими способами:

1. «На прямую нить». Разноцветные уточные нити, дойдя до границы цветовых участков, обвивают две соседние основы и, не сцепляясь между собой, изменяют свое направление в противоположную сторону, образуя просветы в ткани ковра.
Просветы (или зазоры) дают очертания орнаментальных участков по вертикали.
В случае, когда граница цветовых участков проходит по наклонной линии, нить одного утка с каждой последующей прокидкой огибает на одну пару основы больше, а нить другого цвета — меньше. Зазоры практически отсутствуют, образуя плотную ткань без просвета.
2.. «Со сцеплением утков». Две разноцветные уточные нити на границах цветочных участков сцепляются между собой, образуя ткань без просветов.
3. «На общую нить». Две разноцветные нити утка на вертикальной границе цветовых участков огибают поочередно одну и ту же пить основы, образуя плотную ткань без просветов.

Соединение утков «на прямую нить» применяется при ткачестве ковров с геометрическим орнаментом — паласов, которые вырабатываются на вертикальных и горизонтальных станках. При ткачестве мелких форм узора набор четных и нечетных нитей основы для прокидки утка одного цвета производится руками и называется «ручным перебором». Паласы со сложной узорной разработкой выполняются ручным перебором.
Соединением «на общую нить» вырабатываются курские ковры и некоторые виды ковров с геометрическим рисунком, узор которых строится уступами от 1 см и более в зависимости от рисунка. Этот прием дает возможность тонко моделировать и объемно разрабатывать цветочные мотивы. Уступчатый силуэт предполагает единую трактовку узора, вносит своеобразную условность в его решение.
Гобелены, или шпалеры, изготовляются на основе сочетания всех способов соединения цветных утков. Гобеленовская техника располагает широкими изобразительными средствами: возможностями мягкого, плавного перехода одной цветовой плоскости в другую, выполнения мелких элементов композиции любой конфигурации и тонкой моделировки объема формы. Узор воспроизводится ручным перебором по шаблону, представляющему картон или жат, с нанесенным контурным рисунком в натуральную величину. Гобелены — высокохудожественные монументальные произведения искусства, в основном с изобразительным характером рисунка, используются в качестве настенных покрытий.
В ворсовых коврах ручной выработки нить шерстяной пряжи завязывается на паре нитей основы плотным узлом, концы которого, выходя на лицевую сторону, образуют ворсовую поверхность. Ткачество ковра заключается в навязывании узлов ручным способом при помощи ножа-крючка по всей ширине ковра и закреплении каждого горизонтального ряда прокидками утка способом полотняного переплетения. При выполнении ворсовых ковров применяются два вида ворсовых узлов — двойные и полуторные. И те и другие очень прочные и дают равномерный густой застил поверхности ковра. Полуторный узел применяется при высоких плотностях и в коврах с комбинированной вязкой узлов, при которой па мелких формах рисунка узел вяжется на одной паре нитей основы, а при заполнении фона и крупных форм ковра — на двух парах, Стрижка ворса производится или после каждого ряда ножницами, или по окончании всего ковра механизированным способом одно временно всей площади. Стрижкой достигается ровная ворсовая поверхность и заданная высота ворса — одинаковая длина выступающих концов узла с лицевой стороны над каркасом ковра (в ворсовых коврах она колеблется от 4 до 9 мм).
Узор ворсовых ковров выполняется по техническому рисунку, в котором каждая клетка соответствует одному узлу, завязанному на одной паре нитей основы. Плотностью ворсового ковра считается количество узлов, приходящихся на единицу площади. Плотность ковров бывает от 57,6 до 211,6 тыс. узлов на 1 м2.
Для традиционных ворсовых ковров характерны геометрический или растительный плоскостной орнамент. Художественные достоинства изделий определяются отточенностью орнаментальных разработок и степенью узорности силуэта изобразительных мотивов и фона. Для большей читаемости рисунка и цветовой игры вводится контур в один или два узла. Возможность использования узорных разработок орнамента, графичность и ажурность рисунка возрастают с повышением плотности.
Разновидность ворсовых ковров — высоковорсовые и махровые, Они имеют плотность от 22,5 до -48,4 тыс. узлов на 1 м2. Высота ворса — 10—12 мм у высоковорсовых и 12—55 мм у махровых ковров. Нарезанные концы ворсовой нити завязываются узлом вручную. Длина ворса не выравнивается стрижкой. Узор строится на больших одноцветных плоскостях, плавно переходящих одна в другую. Ковры выполняются с геометрическим или растительным узором на горизонтальных и вертикальных станках.
Художественную ценность ковров во многом определяет цветовое решение, поэтому огромную роль в создании коврового изделия играет крашение шерстяной пряжи и колорирование — подбор цветов.
Ковры традиционных районов ковроделия имеют своеобразный, сложившийся веками колорит. Например, цветовая гамма дагестанских ковров строится на сочетании сложных, немного приглушенных, но насыщенных тонов. Курским коврам присущи активные, напряженные, более открытые цветовые сочетания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: