Методические указания студентам. В связи с тем, что работа по введению в славянскую филологию начинается с 1 дня обучения первокурсников

В связи с тем, что работа по введению в славянскую филологию начинается с 1 дня обучения первокурсников, еще не готовых к системе университетских занятий, на первой лекции проводится беседа об особенностях ведения конспекта лекций в университете, указываются учебно-методические издания, рекомендуемые студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, рекомендуется программа курса, а также методические материалы, которые будут использоваться на лекциях и в самостоятельной работе.

Рекомендуется, помимо тетради для записей лекций, вести рабочую тетрадь, в которой должен в процессе изучения курса сложиться словарь терминов по дисциплине, учтена научная литература, рекомендуемая в процессе лекций, сделаны выписки о деятелях в области славянской филологии. Эту тетрадь необходимо вести самому студенту (а не получить готовой), так как в процессе работы над ней усваиваются знания по дисциплине.

Помимо печатной литературы, рекомендуется использование материалов Интернета, в поисковой системе YANDEX: «Славяне», «Славянские языки», «Прародина славян», «Праславянский язык», «Язычество славян», «Словарь языческой мифологии славян», «Кирилл и Мефодий», «Глаголица», «Кириллица», «Лингвистический атлас», ученые-слависты («Й.Добровский», «А.Х.Востоков» и т.д.). Отбор интернет-источников для самостоятельной работы осуществляется при постоянном контроле преподавателя, поскольку в сети представлены многочисленные квазинаучные материалы по проблемам славянской истории (славяно-арийские теории), мифологии (выстраивается пантеон богов и героев, не имеющий научного подтверждения).

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, дает возможность более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыки исследовательской работы и умение применять теоретические знания на практике.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Введение.
1. Основная пробле-матика курса. Возникновение и история филологии. Изучение по БСЭ истории филологии, конспектирование в рабочей тетради характеристики основных ее этапов. 2 часа.
Раздел 2. Современные славянские языки.
2. Современные славянские народы и их языки. Конспектирование сведений по теме по учебникам А.Е.Супруна, или А.А.Соколянского, или БСЭ данных о классификации славянских языков, о странах, где они являются основными (страна, ее территория, столица, основные города, количество населения). 3 часа.
Раздел 3. Праславянский язык и его история.
3. Праславянский язык, периодизация его истории. Связи с неславянскими языками. Определение праславянского языка. Характеристика основных языковых процессов на отдельных этапах развития праславянского языка. Выписать в рабочую тетрадь примеры связи праславянского языка с балтийскими, германскими, иранскими, греческим, латинским, финскими и тюркскими языками. По учебникам А.Е.Супруна или А.А.Соколянского и материалам лекций. 8 часов.
Раздел 4. Проблема прародины славян.
4. Проблема прародины славян. Выписать в рабочую тетрадь обоснования гипотезы прародины славян А.А.Шахматова, А.И.Соболевского, Л.Нидерле, Т.Лера-Сплавинского, О.Н.Трубачева. По учебникам А.Е.Супруна или А.А.Соколянского. Рекомендуется использовать также исследования О.Н.Трубачева и Ф.П.Филина (см. список литературы к курсу) и материалы лекций. 5 часов.
5. Территория славян в конце 1 тысячелетия н.э. Характеристика границ территорий восточных, южных и западных славян. Заучивание сведений о восточнославянских племенах (названия, территория, города). По учебникам А.Е.Супруна или А.А.Соколянского, БСЭ, материалам лекций, материалам Интернета. 2 часа.
Раздел 5. Культура древним славян и ее отражение в языке.
6. Жизнь славян в период родового строя. Матери-альная и духовная культура. Отражение ее в языке. Выявление (и запись) слов славянских языков, позволяющих восстановить особенности материальной культуры, занятий праславян. Характеристика (письменная) пантеона языческих славянских богов. Характеристика (письменная) языческих храмов: Збручское святилище, Аркона, Ретра. По учебникам А.Е.Супруна или А.А.Соколянского, работам Б.А.Рыбакова, БСЭ, материалам лекций, материалам Интернета. 4 часа.
7. Социальная структура древних славян. Ранние славянские государства. Определение особенностей жизни славянских племен в период родового строя, характеристика строя «военной демократии». Характеристика (письменная) ранних славянских государств: Само, Великой Моравии, Болгарии, Киевской Руси (время существования, территория, столица, основные культурные события). По учебникам А.Е.Супруна или А.А.Соколянского, БСЭ, материалам лекций. 4 часа.
8. Возникновение славянской письменности. Старославянский язык. Подготовка реферата о происхождении славянской письменности (источники и требования см. выше, в 7 разделе). Определение старославянского языка: время существования, особенности его как литературного языка, значение для развития славянских литературных языков. По учебникам А.Е.Супруна или А.А.Соколянского, по введению к учебнику Г.А.Хабургаева, по книгам С.Б.Бернштейна, В.А.Историна, материалам Интернета: «Кирилл и Мефодий», «Кириллица», «Старославянский язык». 10 часов.
9. Славянская палеография. Древнейшие славянские рукописи. Письменная характеристика старославянских памятников: название, время написания, вид азбуки (глаголица или кириллица), место хранения. Сведения о новгородских берестяных грамотах. По учебникам А.Е.Супруна, А.А.Соколянского, Г.А.Хабургаева, материалам Интернета: «Старославянский язык», «Новгородские берестяные грамоты». 6 часов.
Итого: часов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: