Основная часть 85 мин

1-й Вопрос: Понятие и содержание курса, его связь с другими юридическими дисциплинами.

Говоря о современной Российской преступности, нельзя не выделить транснациональную черту этого явления. Как правило, организованная преступность имеется в любой стране мира, следствием чего является кооперирование негативного. Нередко действенное преступное сотрудничество делает обязательным международное правовое взаимодействие в сфере уголовного судопроизводства. В связи с ратификацией Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. с изменениями от 28 марта 1997 г.), а также подписанием РФ Кишинёвской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.)[1], и, вступлением в силу Указа Президента РФ от 30 июля 1996 г.№ 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола», мы можем говорить о более тесном сотрудничестве Российской Федерации с другими государствами по делам уголовного преследования.

Судебные и правоохранительные органы Российской Федерации взаимодействуют с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств, в том числе и государствами — участниками СНГ, на основе, как международных договоров, так и национального законодательства. Говоря о последнем, следует отметить, что международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства посвящена отдельная часть нового УПК РФ.

При изучении такой отрасли права, как уголовный процесс, не в полной мере рассматриваются организационно-правовые основы взаимодействия правоохранительных органов при осуществлении уголовного судопроизводства по уголовным делам. Поэтому неслучайно для реализации распоряжения Правительства РФ от 21 ноября 2005 года № 1991 —р, а также указания Министра обороны РФ от 26 ноября 2005 года по реализации в Минобороне России распоряжения Правительства РФ от 21 ноября 2005 года № 1991 —р «Национальный план Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005 -2007 годы» был и введён специальный курс, учебная дисциплина - «Организационно- правовые основы взаимодействия правоохранительных органов государств- участников СНГ».

Само понятие «Организационно- правовые основы взаимодействия правоохранительных органов государств- участников СНГ» употребляется в аспекте, как учебная дисциплина, специальный учебный курс. Потребность в изучении данной учебной дисциплины подтверждается не только выше названным распоряжением Правительства РФ, но и ратификацией Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. с изменениями от 28 марта 1997 г.), а также подписанием Кишинёвской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.). Названные Конвенции устанавливают основные принципы взаимоотношений правоохранительных органов государств-участников СНГ, формы взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ, систему правоохранительных органов, осуществляющих взаимодействие при расследовании преступлений по уголовным делам, компетенцию и полномочия правоохранительных органов, осуществляющих взаимодействие при расследовании преступлений по уголовным делам и другие положения, требующие для освоения значительного объёма учебного времени.

Предметом учебной дисциплины являются комплексные правовые нормы судопроизводственного и судоустройственного права, которые регулируют общественные отношения в сфере взаимодействия правоохранительных органов государств- участников СНГ при расследовании преступлений по уголовным делам, а также их судебного производства.

Система курса данной учебной дисциплины представляет собой классификацию учебного материала, в которую входят следующие положения:

· Содержание и система курса учебной дисциплины;

· Принципы организации взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ;

· Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ;

· Формы взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ;

· Система, компетенция и полномочия правоохранительных органов, осуществляющих взаимодействие при расследовании преступлений по уголовным делам;

· Основные направления взаимодействия при расследовании преступлений по уголовным делам;

· Процессуальные документы, составляемые должностными лицами правоохранительных органов государств- участников СНГ в процессе взаимодействия;

· Организацию взаимодействия правоохранительных органов государств- участников СНГ по уголовным делам на досудебных стадиях производства по уголовным делам;

· Взаимодействие правоохранительных органов государств- участников СНГ на судебных стадиях производства по уголовным делам.

При определении места учебной дисциплины «Организационно- правовые основы взаимодействия правоохранительных органов государств- участников СНГ» необходимо исходить из тех задач, которые стоят перед правоохранительными органами государств —участников СНГ. В первую очередь это задачи, связанные борьбой с терроризмом, ростом организованной преступностью в государствах — странах СНГ, а также транснациональностью современной преступностью.

Учебная дисциплина «Организационно-правовые основы взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ» взаимосвязана с судоустройственными и судопроизводственными юридическими дисциплинами, а также с Международным правом. Взаимосвязь с судоустройственными юридическими дисциплинами, таким как «Правоохранительные органы», возникает на основе рассмотрения организационных структур правоохранительных органов государств- участников СНГ, их направлений деятельности, имеющих право осуществлять взаимодействие при расследовании преступлений по уголовным делам. При характеристике взаимосвязи с судопроизводственными юридическими дисциплинами, таким как «Уголовно- процессуальное право (Уголовный процесс)», необходимо обратить внимание на то, что и уголовный процесс, и данная учебная дисциплина рассматривают процессуальную деятельность участников уголовного судопроизводства (дознавателей, следователей, прокурора, как должностных лиц правоохранительных органов, а также судебных органов) на досудебных и судебных стадиях производства по уголовным делам. Данная учебная дисциплина тесно взаимосвязана и с Международным правом. В первую очередь взаимосвязь прослеживается по субъектам правоотношений. Субъектами правоотношений в Международном праве выступают сами государства, а в данной учебной дисциплине ими являются также государства в лице специально созданных государствами СНГ, правоохранительных органов. Следующая взаимосвязь с Международным правом прослеживается в согласованной воли государств СНГ, реализуемая в соответствующих конвенциях. Речь идёт о Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. с изменениями от 28 марта 1997 г.), а также Кишинёвской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.).

2 -й Вопрос: Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов государств- участников СНГ и его формы.

Под взаимодействием правоохранительных органов государств- участников СНГ понимают их согласованную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, устранению причин и условий, способствовавших их совершению путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством государств —участников СНГ. [2]

Сущность данного взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ состоит:

· в составления и пересылки документов;

· в проведении осмотров, обысков;

· в изъятии и передачи вещественных доказательств;

· в проведении экспертизы;

· в допросе подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов;

· розыск лиц, совершивших преступление на территории другого государства;

· в осуществлении уголовного преследования;

· в выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение и другое.

Обязательным условием достижения эффективного результата взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ является их правовая основа.

Правовая основа взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ базируется на двух основных аспектах:

Во-первых, это правовые нормы внутригосударственного законодательства;

Во-вторых, это международно-правовые акты.

К внутригосударственным правовым основам взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ относится:

· Конституция РФ, в которую включены положения, определяющие нормы международного права и международные договоры;

· Международные договоры, заключённые СССР;

· УПК РФ;

· УК РФ;

· Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.);

· Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г.);

· Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.);

· Ведомственные нормативно- правовые акты, детализирующие порядок взаимодействия правоохранительных органов государств — стран СНГ. К ним относятся:

- Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2002 г. N 32/35 «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации»

- Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 21 декабря 2000 г. N 36/985-00 «О порядке применения положений Европейских конвенций об оказании помощи по уголовным делам и выдаче»

- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 03 августа 1998 года № 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры РФ»;

- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 1996 года № 4 «Об объявлении Соглашений о правовой помощи и сотрудничестве».

К международно-правовым актам, составляющим правовую основу взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ относят международные договоры и международные соглашения. Необходимость использования международных договоров и соглашения при осуществлении взаимодействия правоохранительных органов государств- участников СНГ вызвана наличием осуществления международного сотрудничества в процессе расследования и разрешения уголовных дел. В настоящее время все международные договора и международные соглашения можно классифицировать по следующим основаниям:

1). Многосторонние международные договора, которые регламентируют различного вида международного сотрудничества, в том числе и при организации взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ. К таким договорам относят Минскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. с изменениями от 28 марта 1997 г.) и дополнительный протокол к ней, а также подписанную РФ Кишинёвскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.)[3].

2). Международные договора о борьбе с отдельными видами преступлений, которые содержат обязательства государств- участников сотрудничать в вопросах выдачи или оказания более широкой правовой помощи друг другу в связи с указанными в договоре преступными деяниями. Это «Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Шанхай, 15 июня 2001 года).

3). Двухсторонние Международные договоры, регулирующие взаимодействие правоохранительных России с отдельными государствами — участниками СНГ, которые обладают большей деятельностью и в полной мере отражают интересы сторон. В частности речь идёт о следующих договорах:

· Договор между Россией и Республикой Грузии о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Тбилиси, 15 сентября 1995 года);

· Договор между Россией и Республикой Молдавии о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 25 февраля 1993 года);

· Договор между Россией и Республикой Азербайджан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 22 декабря 1992 года);

· Договор между Россией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Бишкек, 14 сентября 1992 года);

· Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (Алма-Ата, 12 октября 1998 г.).

Взаимодействие правоохранительных органов государств- участников СНГ имеет определённую форму.

Под формой взаимодействия правоохранительных органов государств —участников СНГ понимают способ существования деятельности правоохранительных органов по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, устранению причин и условий, способствовавших их совершению путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством государств —участников СНГ.

Форма взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ состоит из следующих элементов:

· Исполнение поручения об оказании правовой помощи по уголовному делу;

· Создание и деятельность совместных следственно-оперативных групп;

· Выдача друг другу лиц, находящихся на их территориях, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение;

· Установление местонахождения и взятие под стражу лица при наличии запроса о его выдаче;

· Розыск лица до получения запроса о выдаче;

· Взятие под стражу или задержание до получения запроса о выдаче;

· Обеспечение права на защиту лица, взятых под стражу или задержанных;

· Пределы уголовного преследования выданного лица;

· Передача выдаваемого лица;

· Транзитная перевозка, этапирование;

· Взятие под стражу собственных граждан до получения поручения об осуществлении уголовного преследования;

· Объединение уголовных дел;

· Передача предметов;

· Правовая помощь в вопросах розыска, ареста и обеспечения конфискации имущества;

· Передача на время лица, содержащегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы;

· Уведомление об обвинительных приговорах и предоставление сведений о судимости;

· Контролируемая поставка и другие.

3 -й Вопрос: Принципы организации взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ.

Основу взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ составляет совокупность определённых принципов. Все эти принципы условно делятся на три группы:

1) принципы международного права, регулирующие сотрудничество государств в целом;

2) принципы, изложенные в международных договорах РФ при оказании правовой помощи;

3) принципы внутреннего законодательства РФ (уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей национального права).

Применение указанных принципов основано на четком разграничении действий согласно функциональному предназначению — каждый принцип выполняет свою роль, находясь во взаимодействии с другими основными положениями. Так при необходимости взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ по уголовному делу каждое государство, осуществляющее такое взаимодействие, идет на взаимные согласованные уступки, адекватные потребности страны, поступается незначительной частью суверенитета и в рамках международного договора допускает на своей территории применение, но не действие, иностранных уголовно-процессуальных или иных правовых норм.

Главенствующую роль в выполнении Россией международных обязательств по вопросам взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ по уголовным делам другим государствам играет национальное процессуальное законодательство, которое применяется на основе заложенных в нем принципов, содержащихся в международных договорах о правовой помощи.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

К принципам организации взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ при оказании правовой помощи по уголовным делам, вытекающим из международным договоров РФ, следует отнести:

1) добровольность сотрудничества;

2) соблюдение суверенитета и безопасности договаривающихся стран;

3) непременная уступка части суверенитета (применение иностранного законодательства);

4) соответствие просьбы запрашивающей страны законодательству исполняющего государства;

5) обязанность выполнения условий договора;

6) взаимодействие на основе права, предусмотренного международным договором;

7) принцип законности;

8) принцип взаимности и др.

Взаимный — значит, проявляющийся по отношению друг к другу; обоюдный.[4]

Юридический словарь дает понятие принципа взаимности как одного из принципов международного права, вытекающего из общего принципа суверенного равенства государств. В соответствии с принципом взаимности международные договоры заключаются на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств. В международном частном праве принцип взаимности означает предоставление иностранным гражданам (юридическим лицам) определенных прав и льгот в данном государстве при условии, что его граждане (юридические лица), находящиеся в соответствующих государствах, пользуются аналогичными правами и льготами. Такая взаимность может быть установлена внутренним законом или международным договором, где перечислены конкретные взаимные права, либо содержится общее указание о предоставлении всех прав, вытекающих из местного закона[5].

В уголовно-процессуальном законе РФ содержание принципа взаимности полностью не раскрывается. Более того, он не упоминается и среди принципов уголовного судопроизводства в главе 2 УПК РФ.

В то же время следует отметить, что практически все мероприятия, связанные с обеспечением исполнения международных запросов о правовой помощи, выдачей лиц для отбывания наказания основаны на принципе взаимности.

К тому же в статье 453 УПК РФ законодателем предпринята попытка закрепления системы отношений, согласно которой международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится не только на основе международных договоров, но и на основе принципа взаимности, когда двусторонние соглашения по различным вопросам уголовного судопроизводства и обязательства по ним принимаются от имени государства в пределах своей компетенции Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и Министерством внутренних дел РФ с таким расчетом, что соответствующее ведомство иностранного государства принимает на себя аналогичные обязательства и дает заверения от данного государства, что в сходной ситуации оно поступит таким же образом. С вышеперечисленными российскими ведомствами соответствующее ведомство вступает в непосредственные отношения.[6]

При этом взаимодействующие государства выступают как равноправные, суверенные, независимые субъекты международных отношений, сотрудничество которых осуществляется на добровольной основе, т.е. вытекающие из договоров права и обязанности взаимны. Это правило содержится во всех международных договорах.

Взаимодействие по уголовным делам осуществляется только в отношении общеуголовных преступлений. В этой связи важное значение приобретает развитость уголовно-процессуального законодательства договаривающихся стран, каждая из которых способна выполнить только такие следственные действия по уголовному делу, которые предусмотрены ее законодательством. При этом нельзя требовать от другой стороны расширения их перечня до уровня собственного законодательства, ибо при заключении договора каждая исходит из имеющегося законодательства своего государства.

Объем сотрудничества предусматривает взаимное исполнение, но не принятие процессуальных решений по уголовным делам, поскольку полномочия принимать такие решения зависят от юрисдикции договаривающихся стран и определяются их внутренним законодательством. Нарушение этого правила может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела иностранного государства, что недопустимо, поскольку противоречит общим принципам межгосударственных отношений.

Принцип взаимности также не применим в том случае, если ответные акции другой страны сопряжены с нарушением международно-правовых норм или общепринятых норм морали.

В данном случае государство может пойти на правоограничения, т.е. предпринять правомерные индивидуальные действия в ответ на недружественный акт другого государства с целью побудить правонарушителя сообразовывать действия со своими обязательствами по международному праву (реторсия).

В то же время в договорах о правовой помощи может содержаться оговорка о взаимности. Последняя представляет собой положение, в соответствии с которым применение в России той или иной нормы обусловлено применением аналогичной нормы в иностранном государстве.

Полагаем, что данные действия являются эффективными мерами, позволяющими государству регулировать свою уголовно-правовую политику на международной арене.

Вместе с тем, во избежание пробелов и ошибок в практической деятельности сотрудников правоохранительных структур РФ полагаем целесообразным отразить принцип взаимности в числе остальных принципов, поскольку он отражает общие начала обеспечения взаимодействия судебных и следственных органов РФ с должностными лицами иностранных государств и международными организациями, устанавливает основания, условия и порядок обращения к международному сотрудничеству, на его основе происходит оказание всех видов международной правовой помощи.

Таким образом, предлагаем следующее понятие принципа взаимности при взаимодействии правоохранительных органов государств-участников СНГ -это письменное обязательство уполномоченных на то органов, заключенное от имени государства перед другим государством производить в будущем аналогичные по юридической силе, основаниям, форме и содержанию процессуальные действия.

3. Заключительная часть. 3 мин — подвожу итог занятия

— задаю задание на с\п

— заканчиваю занятие

Л Е К Ц И Я № 2

Тема: Правоохранительные органы государств-участников СНГ и основные направления их взаимодействия.

Автор: кандидат юридических наук, доцент

Качалова В. И.

Занятие. Лекционное.

Учебные цели занятия:

5. Привить любовь и уважение слушателей и курсантов избранной профессии — военного юриста.

6. Рассмотреть основные направления взаимодействия при расследовании преступлений.

7. Раскрыть правоохранительные органы, осуществляющие взаимодействие при расследовании преступлений.

8. Знать процессуальные документы, составляемые должностными лицами правоохранительных органов государств- участников СНГ в процессе взаимодействия.

Учебные вопросы лекции:

1. Правоохранительные органы государств- участников СНГ, осуществляющие взаимодействие по уголовным делам.

2. Основные направления взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ при расследовании преступлений.

3. Порядок оформления и направления международных поручений, составляемых должностными лицами правоохранительных органов государств- участников СНГ в процессе взаимодействия.

Место: Учебный класс.

Литература:

а). Учебная и монографическая:

1. Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М., 1988.

2. Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления: Правовые и процессуальные аспекты. — М.: ЮРКНИГА, 2004.

3. Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд / Под ред. Ю.Н. Жданова. - М.: Институт международного права. Московская высшая школа милиции, 1994.

4. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью. М., 1983.

5. Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002.

6. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс»; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной Прокуратуры РФ, 2001.

7. б). Законодательная:

8. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.);

Ход занятия:

1. Вводная часть 3 мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow