Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Факультет филологии и медиакоммуникаций

кафедра русской и зарубежной литературы

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ …………………

«_____» ________________ 20__ г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Филологические базы данных»

цикл ФГОС ВПО Б2В06.2

(Б1, Б2, Б3) (обязательная, вариативная)

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра

Направление подготовки Шифр направления подготовки
филология  
   

г. Омск – 2011 г.


Программа дисциплины «Филологические базы данных»

Разработана:

Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Программа рассмотрена и заседании кафедры (ученого совета факультета/ института)_____

_____________________________ (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:

Декан филологического факультета О.С. Иссерс

(название факультета) (подпись, Ф.И.О. декана)


1. Цели освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· уметь пользоваться ведущими поисковыми системами (Google, Yandex и др.), в т.ч. опциями расширенного поиска, в своей профессиональной деятельности,

· знать основные синтаксические принципы языка запросов ведущих поисковых систем (Google, Yandex),

· владеть навыками работы с электронными каталогами ведущих российских библиотек (РГБ, Российская национальная библиотека и др.), а также электронными каталогами Научной библиотеки ОмГУ и Омской областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина,

· владеть навыками поиска информации в базах данных электронных библиотек (Фундаментальная библиотека русской литературы и фольклора, Русская виртуальная библиотека, Научная электронная библиотека и др.)

· владеть навыками работы с электронными базами данных ИНИОН, Национального корпуса русского языка,

· иметь представление о ведущих сайтах литературоведческой и лингвистической направленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Для успешного освоения дисциплины необходимо изучить курс информатики. Также данная дисциплина тесно связана с курсом «Компьютерные технологии в обучении русскому языку и литературе» (2 семестр).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
       
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА:    
ОК–1 ОК–10 ОК–11 ОК–12 · Владеть культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения · Умение понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности · Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией · Умение работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК-1 Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения; - непредвзято, многомерно оценивать различные философские, научные, религиозные, общественные, идейные течения, на­прав­ле­ния и школы; Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; - опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; Пороговый уровень: Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения; Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; ОК-10 Знает: -понятие информации; -значение информации в развитии современного общества; -составляющие информационной безопасности; -правовые нормы по защите государственной тайны. Умеет: -определять потенциальные опасности и угрозы информационной безопасности; -использовать различные, в том числе программные средства по защите информационной безопасности; -соблюдать основные требования информационной безопасности. Владеет: -представлением о методах защиты информации; -навыками использования программных средств по обеспечению информационной безопасности; -представлением о методах защиты государственной тайны. Пороговый уровень: Знает: - знает понятие информационной безопасности; - имеет представление о мерах по защите информации; - имеет представление о требованиях по защите государственной тайны. Умеет: - определять опасности и угрозы информационной безопасности. ОК-11 Знает: - основные понятия и определения из теории множеств, математической логики, теории вероятностей и математической статистики; - суть процессов алгоритмизации и программирования, в общих чертах - возможностей и ограничения современных языков программирования; - основные возможности наиболее распространенных служб Internet; Умеет: - работать с современными операционными системами на уровне пользователя и с приложениями «электронного офиса»; - работать с различными типами текстовых редакторов; - применять математические методы в научно-исследовательской деятельности; Владеет: - навыками доступа к электронным источникам информации; - навыками компьютерной обработки филологических данных; - статистическими методами обработки филологической информации; - основами языка HTML, первичными навыками работы с броузером Internet Explorer; Пороговый уровень: Знает: - знает понятие информационной безопасности; - имеет представление о мерах по защите информации; - имеет представление о требованиях по защите государственной тайны. Умеет: - определять опасности и угрозы информационной безопасности; ОК-12 Знает - основные возможности, структуру и содержание наиболее распространенных служб Internet; - современное состояние и понимает тенденции развития поисковой системы в глобальных компьютерных сетях; - принципы научно-исследовательской работы в различных формах в компьютерных сетях. - основы языка HTML, суть работы с браузером Internet Explorer. Умеет - планировать поисковую процедуру, направленную на поиск информационных ресурсов в сети, - осуществлять библиографический поиск в компьютерной сети; - планировать и осуществлять научно-исследовательскую работу в виртуальном пространстве; Владеет: - навыками практического использования служб Интернет; - навыками доступа к электронным источникам информации; Пороговый уровень: Знает: - основные возможности, структуру и содержание наиболее распространенных служб Internet, современное состояние и понимает тенденции развития поисковой системы в глобальных компьютерных сетях; Умеет: - планировать поисковую процедуру, направленную на поиск информационных ресурсов в сети; Владеет: - навыками практического использования служб Интернет; Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, выполнение практических заданий в ходе семинарских занятий, зачет
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА    
ПК–2 ПК-7 ПК-8 · Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием современных информационных технологий · Знание основных библиографических источников и поисковых систем · Владение навыками виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований ПК-2 Знает: - структуру и содержание лингвистической и литературоведческой терминосистемы; - факты и явления истории русского языка и литературного процесса; - программные средства в компьютерных сетях. Умеет: -анализировать языковые единицы разного уровня и литературные особенности текстов в синхронии; - анализировать языковые единицы и литературные факты в ретроспективном отношении; - интерпретировать систему образно-выразительных средств выражения; - использовать Интернет-ресурсы и создавать базы данных. Владеет: -навыками сбора и систематизации материала; -навыками комплексного анализа языковой единицы на разных лингвистических уровнях; - методикой объяснения важнейших исторических изменений русского языка и литературного процесса; - навыками подготовки тематических презентаций (в том числе на электронном носителе) Пороговый уровень: Знает: - факты и явления истории русского языка и литературного процесса, возможности их программно-компьютерного воплощения. Умеет: - интерпретировать языковые единицы и литературные факты в рамках традиционной методологии и современных информационных технологий. ПК-7 Знает: -основные поисковые системы Умеет: -найти научную литературу по теме исследования - пользоваться различными, в том числе электронными, каталогами Владеет: -навыками смысловой компрессии научного текста -навыками составления вторичных текстов в сфере науки Пороговый уровень: Знает: основные поисковые системы Умеет: пользоваться различными, в том числе электронными, каталогами Владеет: основными приемами составления вторичных текстов в сфере научной деятельности. ПК-8 Знает: - приемы и способы представления материалов исследований виртуальных сетях Умеет: -делать презентации докладов с использованием мультимедийных средств -размещать материалы в виртуальных сетях Владеет: -опытом презентаций материалов Пороговый уровень: Знает: - приемы и способы представления материалов исследований виртуальных сетях Умеет: - делать презентации докладов с использованием мультимедийных средств Владеет: -опытом презентаций материалов Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, выполнение практических заданий в ходе семинарских занятий, зачет

Критерии оценки знаний студентов

Максимально возможное количество набранных баллов – 100.

Максимально возможное количество набранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:

1. Посещение лекций и практических занятий36 баллов (9 лекций, 9 практических занятий по 2 балла).

Обязательным условием является наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. В случае пропуска лекции по уважительной причине студент может взять у преподавателя список литературы для конспектирования по данной теме.

· Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научных и/или учебно-методических работ – 2 балла.

· Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научных и/или учебно-методических работ, но содержащие не все сведения, необходимые для исчерпывающего освоения темы – 1 балл.

· Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научных и/или учебно-методических работ, не содержащие необходимого минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.

2. Работа на практических занятиях36 баллов (9 практических занятий по 4 балла).

· Полный ответ с привлечением необходимых научных и учебно-методических источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, либо успешное выполнение самостоятельной работы, демонстрирующее умение полномасштабно и квалифицированно использовать современные компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности – 4 балла.

· Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные и учебно-методические источники, либо выполнение самостоятельной работы (с незначительными ошибками), демонстрирующее знание современных компьютерных технологий, позволяющее использовать их в своей профессиональной деятельности – 3 балла.

· Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебно-методического) источника, либо выполнение самостоятельной работы с существенными ошибками, свидетельствующее о недостаточном умении использовать современные компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности – 1 балл.

· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой либо не раскрывающий ее наиболее существенных аспектов; невыполненная или неверно выполненная самостоятельная работа – 0 баллов.

3. Выполнение учебного проекта3 балла (начисляются наиболее активным участникам проекта в дополнение к баллам, полученным за реализацию учебного проекта в ходе практических занятий № 7-8)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: