Требования к уровню содержания дисциплины

Эконометрика – это область на стыке экономической и математической науки, в рамках которой на основе установленных экономической теорией зависимостей между экономическими переменными с помощью статистических методов анализа реальных экономико-статистических данных осуществляется разработка адекватных статистических (эконометрических) моделей исследуемых экономических процессов. Эконометрические модели, основываясь на моделях и закономерностях экономической теории, придают им количественную форму выражения. Это делает их не только доступными для практического применения, но и позволяет проверять их адекватность.

Дисциплина «Эконометрика» знакомит студентов с методами построения эконометрических моделей, а также методами их использования для решения таких задач исследования реальных процессов как: анализ причинно-следственных связей между экономическими переменными; прогнозирование значений экономических переменных; построение и выбор вариантов (стратегий) экономической политики на основе имитационных экспериментов с моделью.

Изучаемые методы основываются на использовании: моделей и методов экономической теории и экономической статистики; статистических моделей пространственных данных и временных рядов; методов статистического оценивания параметров, методов статистической проверки гипотез, а также методов статистического прогнозирования и имитационного моделирования.

Изучение эконометрики преследует две основные цели:

– во-первых, дать студентам теоретические основы эконометрического моделирования, анализа и прогнозирования,

– во-вторых, сформировать навыки построения и использования эконометрических моделей по реальным данным с помощью стандартного эконометрического программного обеспечения. Для достижения второй цели предназначен компьютерный практикум.

При изложении курса важно показать возможности использования современных подходов к построению эконометрических моделей, а также важность использования для их построения всех составляющих эконометрического подхода, включая: экономическую теорию и экономическую статистику, а также статистические модели и методы. Целесообразно акцентировать внимание на конкретных областях (включая макро- и микроэкономику, а также финансовые рынки) применения тех или иных типов эконометрических моделей.

В данном курсе рассматриваются проблемы изучения и состояния экономических процессов, связанные с построением эконометрических моделей и определения возможностей их использования для описания, анализа и прогнозирования реальных экономических задач. Практический опыт показал, что студенты недостаточно хорошо владеют навыками аналитического мышления, имеют недостаточно четкое представление о методах оценки состояния и развития экономики и о путях решения проблем, связанных с экономическими расчетами, выводами и прогнозами. Современные требования к уровню экономического образования предполагают у обучаемых наличие широких математических и статистических знаний, необходимых при решении задач, связанных с использованием моделирования и количественного анализа экономических процессов. Передовые математические и статистические методы также нередко являются необходимой предпосылкой для проведения качественного анализа, прогноза и определения оценок состояния и развития деятельности любых предприятий и организаций. Математическая подготовка обычно охватывает математический анализ, методы линейной и нелинейной оптимизации, использование логарифмов и показательных функций, умение работать с формулами, уравнениями и графиками. В статистическую подготовку, как правило, необходимо включать знакомство со статистическими распределениями, умение измерять основные статистические параметры, такие как среднее значение, стандартное отклонение и коэффициенты корреляций, знание методов регрессионного и корреляционного анализа, методов дисперсионного, факторного и дискриминантного анализа и условия их применения. Основных навыков работы с перечисленными методами обычно бывает достаточно, однако отдельные экономические исследования требуют значительно более высокого уровня владения, как математикой, так и статистикой.

Задачи курса:

- изучить принципы количественного анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве;

- получить знания по эмпирическому выводу экономических зависимостей, закономерностей и законов, действующих в настоящее время;

- научиться строить и использовать эконометрические модели, а также оценивать их параметры для объяснения поведения исследуемых экономических явлений;

- проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи;

- научиться оценивать и использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений.

Научная новизна обусловлена выбором предмета изложения: эконометрика как часть информационных систем в экономике. Особенностью курса является применение современных прикладных программных продуктов для анализа и использование реальных статистических данных, активное использование информации из глобальных компьютерных сетей. В России в настоящее время ощущается нехватка учебной литературы, в которой раскрываются вопросы эконометрического моделирования экономических процессов и определения оценок их состояния и развития.

Место курса в образовательном процессе:

Для изучения курса «Эконометрика» студенты должны владеть следующими навыками: уметь работать в среде операционных систем Windows; иметь навыки работы с приложениями MS Office; уметь работать с глобальными и локальными сетями; иметь навыки работы с поисковыми системами; владеть базовыми математическими и статистическими навыками. Кроме того, следует усвоить знания из ряда корреспондирующих дисциплин: информатика; финансы и кредит; статистика; экономика предприятия; макроэкономика; микроэкономика; экономика – компьютерное моделирование; финансовая математика; экономическая теория.

Принятые в настоящей программе состав и последовательность рассмотрения учебного материала позволяют получить целостное представление об эконометрике и ее месте в развитии современной экономики.

В результате изучения дисциплины студент:

должен знать:

- элементы и основные составляющие современное понятие математической статистики;

- основные методологические подходы и приемы изучения экономических процессов;

- методы статистического анализа;

- степень и характер влияния отдельных факторов на экономические показатели.

должен уметь:

- применять общие и специальные методы экономических и статистических расчетов,

- владеть методикой сбора, обработки экономической информации и прогнозировать состояние и развитие экономических процессов.

должен иметь представление о:

- основных статистических инструментах, методах и способах их обработки и реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: