Ст-ра рынка – это основные характеристики рынка, к числу которых относится: количество и размер пред-ия, находящихся на рынке, степень сходства (различия) товаров разных фирм, условия вхождения на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации. Типы рынков: чистой конкуренции; монополистической; олигополии; чистой монополии.
Характеристика | Тип рынка | |||
Совершенная (чистая) конкуренция | Ограниченная конкуренция | Монополия | ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | |||
1. Число компаний | Очень много | Много | Немного | Одна |
2. Особенность продукта | Однороден, часто стандартизирован | Дифференцирован, но входит в группу заменителей | Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным | Уникален, нет близких заменителей |
3. Контроль предприятием за ценами | Отсутствует | Осуществляется в очень ограниченных пределах | Осуществляется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор | Значительный |
4. Условия вхождения на рынок | Препятствия отсутствуют | Относительно легкие | Имеются существенные препятствия | Вступление блокировано |
5. Характер ценообразования | Свободное, конкурентное ценообразование | Конкурентное ценообразование с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта | Монополизированное ценообразование, но существует взаимозависимость немногих конкурентов | Монополизированное ценообразование |
Ценовая политика во многом зависит от конкурентной структуры рынка. Предприятия можно разбить на: 1. предприятия, формирующие цены (лидеры), 2. следующие рыночным ценам (ценовые последователи). Для первой группы исходным материалом для формирования цены явл. информация о затратах. Как для ценовых лидеров, так и для ценовых последователей принятие решений о ценообразовании во многом определяет продолжительность действия принимаемого решения — так называемый временный горизонт решения9. С принятием краткосрочного решения о цене связано понятие «краткосрочный нижний предел цены», соответственно, с принятием долгосрочного решения о цене — «долгосрочный нижний предел цены».
|
|
Краткосрочный нижний предел цены означает цену, которая покрывает только переменную часть затрат. Продажа товаров по переменным затратам может возникнуть у предприятия, когда у него появляется возможность установить отдельные цены на разовый заказ. В этом случае себестоимость рассчитывают методом «директ-костинг», и снижать цену на такие заказы можно до уровня переменных затрат.
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел цены соответствует полной себестоимости продукции.