Понятие цены мирового рынка

ТЕМА 10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

10.1. Понятие цены мирового рынка

10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики

10.3. Формирование внешнеторговых цен

10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование

В мировой торговле часто используются два термина: цена международного контракта – цена, по которой реализуется конкретный то­вар, и цена мирового рынка – цена, наиболее характерная для данного товара при его международных продажах. Чтобы цена, используемая в международной торговле, счита­лась мировой, она должна удовлетворять следующим требованиям:

1) быть доступной для любого продавца или покупателя, желающе­го участвовать в международной торговле, т.е. обслуживать обычные торговые сделки;

2) быть представительной для мирового товарооборота, т.е. обслу­живать крупномасштабные регулярные сделки.

Это означает, что цены случайных, незначительных по объему или носящих специальный характер сделок не могут рассматриваться в ка­честве мировых цен. К обычным торговым сделкам относятся раздель­ные взаимно не связанные экспортные или импортные поставки, регу­лярно проводимые, оплачиваемые в свободно конвертируемой валю­те, осуществляемые в условиях открытого торгово-политического режима. Такие сделки типичны для мировой торговли и обслуживают значительную часть мирового товарооборота. К специальным сделкам можно отнести продажи на условиях внутрифирменных поставок, в рамках программ государственной помощи, в счет предоставленных займов, на условиях взаимозачетов и т.д.

На практике в качестве мировых обычно используются цены основных экспортеров или импортеров соответствующих товаров. Более обоснованно использовать цены импортеров, поскольку они не только полнее отражают стоимость продукции, но и лучше учитывают интере­сы продавцов и покупателей. Вместе с тем по ряду товаров, прежде всего по машинам и оборудованию, используются цены экспорте­ров, поскольку информация о них обычно более регулярна и доступна, а разница в уровнях цен производителя и потребителя незначительна. По некото­рым, главным образом сырьевым, товарам мировыми считаются цены крупнейших мировых торговых центров (бирж, аукционов, торгов). Таким образом, мировые цены – это цены крупнейших импортеров или экспортеров продукции либо центров мировой торговли, относя­щиеся к обычным крупным регулярным операциям, проводимым в ус­ловиях открытого торгово-политического режима с платежом в сво­бодно конвертируемой валюте.

Формирование мировых цен имеет ряд характерных особенностей. Относительная самостоятель­ность формирования и динамика мировых цен и национальных цен по отдельным странам объясняется следующими причинами:

1) разный уровень затрат, на базе которых формируются эти цены. Цены мирового рынка базируются на затратах ведущих стран экспор­теров, а цены внутреннего рынка – на затратах национальных произ­водителей. Различие уровней этих затрат часто определяется разными природными и климатическими условиями, уровнем квалификации рабочей силы, уровнем организации производства и т.д.;

2) разный объем и структура рынков, разные условия их функционирования. Объем мирового рынка определяется объемами экспортируе­мой странами продукции. При этом национальные объемы производства могут рассматриваться как потенциальные резервы, способные оказы­вать влияние на развитие мирового рынка. С расширением мирохозяйст­венных связей растет международная торговля и, соответственно, миро­вой рынок. Объем рынка особенно важен для производителей из неболь­ших стран, внутренний рынок которых ограничен. Выход на мировой рынок позволяет им увеличивать размеры производства, достигать опти­мального объема выпуска продукции и в результате этого снижать затра­ты. Для производителей из стран с емким внутренним рынком (например США), реализующих продукцию и на внутреннем, и на внешнем рынках, выход на мировой рынок не только позволяет увеличить общий объем выпуска и продажи продукции, но и дает возможность изменять уровень цен, например компенсировать занижение экспортных цен бо­лее высоким уровнем внутренних цен. Степень монополизации мирового и внутренних рынков также различна. На мировом рынке она обычно ниже, чем на внутреннем. Крупнейшие компании отдельных стран (страновые монополисты) конкурируют друг с другом на мировом рынке. Многочисленным участникам мирового рынка сложнее проводить согласованную ценовую политику. На мировом рынке значительно меньше возможностей для государственного вмешатель­ства в процессы ценообразования, чем на внутренних рынках. В результате всего этого цены мирового рынка по многим товарам оказываются бо­лее более чутко реагирующими на изменения конъюнктуры, чем национальные цены. Однако с ростом монополиза­ции мирового рынка, в частности за счет расширения деятельности транснациональных корпораций (ТНК), ценовые преимущества мирово­го рынка снижаются;

3) национальные особенности государственного регулирования цен и внешней торговли. Речь идет прежде всего о мерах, направлен­ных на поддержку национальных производителей либо путем стиму­лирования национального экспорта (за счет экспортных льгот, субси­дий, освобождения от налогов и т.д.), либо путем экономического ог­раничения доступа иностранных поставщиков на национальный рынок (за счет пошлин, компенсационных сборов, налогов и т.д.). В результате подобных мер при переходе от национальных цен к миро­вым (при экспорте) цены обычно снижаются, а при переходе от миро­вых цен к национальным (при импорте) цены возрастают. При этом разрыв национальных и мировых цен может быть весьма существен­ным, особенно по готовой продукции, поскольку уровень тарифных и нетарифных ограничений по готовой продукции выше, чем по сырье­вой. Разрыв внутренних и мировых цен различается и по странам. Чем сильнее национальный рынок обособлен от мирового с помощью та­рифных или нетарифных барьеров, тем больше расхождение между внутренними и мировыми ценами.

Таким образом, национальная цена, являясь важным фак­тором формирования мировой цены, все же не определяет ее окончательного уровня. Мировая цена, как правило, отклоняется от национальных цен отдельных стран, что отражает специфику мирово­го рынка и ценовых процессов на нем.

Другой характерной особенностью цен мирового рынка является их множественность, т.е. одновременное существование различных цен на примерно одинаковый товар, предлагаемый на мировом рынке. Мно­жественность цен мирового рынка может вызываться наличием разных форм реализации товара (биржевая торговля, прямые поставки и т.д.), разными коммерческими условиями поставки (размер поставок, усло­вия платежа и т.д.), разным характером торговой сделки (обычная или специальная), разной величиной транспортных расходов, включенных в цену. При этом разброс цен зависит от характера продукции, органи­зованности рынка, информированности его участников, значимости товара для потребителей. Чем однороднее продукция, чем выше уровень организованности рынка, чем больше доступной ценовой информации и чем ближе оцен­ки полезности товара потребителями, тем меньше расхождение цен реа­лизуемой продукции. Множественность цен значительно осложняет ра­боту по определению мировой цены и ее анализу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: