Определение критических точек обычно сводится к расчету так называемой «точки безубыточности». Для этого рассчитывается такой уровень производства и реализации продукции, при котором чистая текущая стоимость проекта (NPV) равна нулю, т.е. проект не приносит ни прибыли, ни убытка. Чем ниже будет этот уровень, тем более вероятно, что данный проект будет жизнеспособен в условиях снижения спроса, и тем ниже будет риск инвестора.
Метод "мертвой точки" (или критического объема продаж) заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность.
Аналитическое представление рассматриваемой модели базируется на формуле:
N=Sпер+Sпост+P,
где N – реализация в стоимостном выражении, Sпер – переменные затраты, Sпост – постоянные затраты, P – прибыль до выплаты процентов и налогов.
Если предприятие работает прибыльно, то P>0, если убыточно – P<0. Если Р=0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р=0) называется критической точкой. Она примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, обеспечивающих улучшение финансового состояния предприятия.