Лекция 13

УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ АУДИТОРИИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

Общеизвестно, что перед разными людьми на одну и ту же тему надо выступать по-разному. С чем это связано?

Дело в том, что различные социальные, возрастные, половые группы людей воспринимают информацию, руководствуясь своими групповыми стереотипами восприятия. Стереотипы определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей.

Стереотипы – это «стандартизованные, упрощенные образы какого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде» (И. С. Кон, с. 67). Групповые стереотипы необходимо выявлять и учитывать при общении и воздействии на ту или иную группу людей. Примеры групповых стереотипов: старики - «Яйца курицу не учат», «Молодо-зелено»; мужчины – «Все женщины интеллектуально ниже мужчин»; женщины – «Изменил – значит, никогда не любил»; «маленькие люди» – «начальство что хочет, то и делает» и т. д. Стереотипы восприятия приводят иногда к возникновению как бы «групповой» иди «возрастной» логики, своеобразного стиля мышле-

ния; способов делать выводы. Когда ребенок говорит: «Солнышко живое, потому что оно движется», это соответствует его логике мышления; и что интересно – ребенок этой фразой может убедить другого ребенка, но, конечно, никак не взрослого. Или вот пример «женской крестьянской логики» Р. М. Горбачева вспоминает: «Вспоминаю одну женщину, в чьем доме я очутилась поздно вечером со своим опросно-анкетным листом. А в листе у меня было до тридцати вопросов! После беседы, после ответов на мои многочисленные дотошные вопросы, она вздохнула и спросила:

– Доченька, что ж ты больно худенькая?

Я ей говорю:

— Да что Вы, нет, нормальная.

Она тем не менее продолжила:

— Мужа-то, небось, нету у тебя?

Я говорю:

– Есть...

Опять вздохнула:

— Небось, пьет?

— Нет.

— Бьет?

— Что Вы? Нет, конечно.

– Что ж ты, доченька, меня обманываешь? Я век прожила и знаю – от добра по дворам не ходют» (Р. М. Горбачева. Я надеюсь... М., 1991, с. 124–125).

Подобные стереотипы мышления и создают те специфические особенности аудитории, которые необходимо знать оратору, прежде чем он начнет свое выступление в такой аудитории.

Постараемся суммировать имеющиеся в нашем распоряжении данные применительно к наиболее распространенным типам аудитории, с которыми приходится встречаться ораторам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: