Основные методы решения задачи моделирования предпочтений

Существительное "предпочтение" происходит от глагола "предпочесть", то есть признать преимущество перед кем-нибудь или чем-нибудь, признать лучшим по сравнению с другими. В результате подобного толкования слова "предпочтение" мы с неизбежностью вновь, в который уже раз, приходим к вы­воду, что "принятие решения" и "предпочтение" - понятия не только семантиче­ски, но и "технологически" родственные. Другими словами, мы вновь убежда­емся, что принять решение - это и есть сделать обоснованный выбор среди имеющихся альтернатив.

Понятно, что предпочтение - это выражение субъективного отношения ка­кого-то субъекта к представленным ему на выбор объектам в отношении вполне определенных для него цели и условий; предпочтение - это субъективное мне­ние человека, выраженное во вполне объективных условиях.

"Предпочтение" - одно из фундаментальных для ТПР понятий. На базе этого понятия и других, связанных с ним, строят все современные человеко-машинные процедуры, облегчающие нелегкий труд ЛПР по выработке решений в сложных ситуациях.

Понятие и основные факторы, определяющие предпочтения

Предпочтения всегда конкретны по целям, времени, месту. Нет субъектов или объектов хороших или в каком-то абсолютном смысле слова. В этой же связи становится понятен смысл одной из аксиом ТПР: «Не бывает наилучших решений вообще. Каждое решение может считаться хорошим только для конкретной задачи, только в конкретных условиях о для конкретного ЛПР».

Следует заметить, что раз основная функция ЛПР - руководство исполнителями в соответствии с концепцией разделения труда, значит, ЛПР должно "быть одновременно в нескольких местах", чтобы отдавать распоряжения и контролировать правильность их исполнения в соот­ветствии с тем, что требуется. Сделать это можно только одним способом - де­легировать часть своих полномочий кому-то из исполнителей ("суррогатно­му ЛПР"), разрешив ему локальное принятие решений, но при условии, чтобы этот исполнитель делал все так, как это сделало бы само ЛПР.

Но для этого опять-таки нужно вначале выявить предпочтения ЛПР по рас­сматриваемому локальному вопросу, измерить их и формализовать, а уж потом только передать другому лицу для руководства этой моделью в принятии решений.

Таким образом, решать задачу выявления и измерения предпочтений нужно хотя бы по двум причинам:

• чтобы повысить личную убежденность в верности принятого решения;

• чтобы иметь возможность делегировать полномочия "суррогатному ЛПР".

В дальнейшем везде будем полагать, что ЛПР способно выразить свое пред­почтение в отношении какого-то одного определенного целевого свойст­ва множества представленных ему для сравнения объектов. Множество подоб­ных объектов, из которых ЛПР выбирает наиболее предпочтительный, будем называть множеством предъявления, а вскрытые таким образом предпочтения ЛПР будем именовать элементарными предпочтениями (или элементарными суждениями).

Если теперь представить себе все многообразие возможных целей и задач, возникающих перед ЛПР, все многообразие объектов и их свойств, многообра­зие условий для принятия решений, то в таком случае можно себе представить, что отдельные элементарные предпочтения ЛПР будут взаимодействовать друг с другом в его сознании, будут влиять одно на другое и, следовательно, образу­ют целостную, приобретенную из личного опыта или из теоретических знаний, проверенную на практике устойчивую систему внутренних установок, взглядов, оценок и суждений.

Данные вербальные посылки не являются безосновательными. Они подкреп­лены результатами длительных наблюдений за процессом принятия решений самыми разными людьми в самых разнообразных условиях. При этом были вскрыты некоторые общие закономерности и получены важные практические выводы. На основе анализа этих результатов и осмысления сделанных выводов были в дальнейшем сформулированы аксио­мы, положившие начало теории полезности.

В соответствии с постулатами этой теории полезности будем далее считать, что система предпочтений ЛПР - это система его внутренних психологиче­ских установок, заставляющих ЛПР совершать тот или иной поступок в ситуа­ции выбора. Таких поступков в принципе будем рассматривать только два:

­ выбор только одного из объектов среди множества предъявления, как ЛПР считает именно этот объект лучше по сравнению со всеми другими;

­ выбор нескольких объектов среди представленных, причем все выбранные объекты ЛПР считает "одинаковыми", то есть не обладающими преимуществами друг перед другом и одновременно лучшими по сравнению другими, невыбранными объектами.

Предпочтения субъекта формируют две группы факторов - эмоциональная и рациональная. Эмоциональный компонент предпочтений - это результат работы правого полушария и подкорки головного мозга человека; рациональный - результат левого полушария, ответственного за логику мышления.

Знание факторов, влияющих на предпочтения ЛПР, их при­роды и значимости позволяют специалистам по ТПР правильно расставлять ак­центы при выработке предложений по решению возникающих перед ЛПР про­блем, а также эффективно прогнозировать поступки тех или иных лиц, которые по своей воле или против нее принимают участие в операции. Эти знания для ЛПР оказываются неоценимыми при выработке решений в условиях конфликта и противодействия, для формирования модели предпочтений конкурента или противника, для формирования представлений и гипотез о предпочтениях суве­ренных представителей при выработке решений группой лиц.

По этим характеристикам способы выявления элементарных суждений о предпочтительности упорядочены следующим образом: сортировка, ранжирование, балльное оценивание, попарное сравнение с града­циями и выражение мнений субъективными вероятностями (для случаев неоп­ределенного механизма ситуации).

Чрезвычайно интересным оказывается вопрос о том, как человек относится к объективным и субъективным вероятностям. Установлено, что часто при приня­тии решений люди не поступают согласно положениям аксиоматической теории вероятностей. Более того, даже многие математики, знающие теорию веро­ятностей, не придерживаются ее принципов при решении задач личного плана.

Оказалось, что, оценивая вероятности тех или иных событий, люди не столь­ко используют положения теории вероятностей, сколько опираются на простые эвристические принципы:

­ оценивать степень сходства рассматриваемого собы­тия с любым другим из событий, возможным в данной ситуации;

­ считать собы­тие тем более вероятным, чем "ближе" оно к обыденному опыту субъекта;

­ вы­равнивать вероятности различных по правдоподобности событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: