Существительное "предпочтение" происходит от глагола "предпочесть", то есть признать преимущество перед кем-нибудь или чем-нибудь, признать лучшим по сравнению с другими. В результате подобного толкования слова "предпочтение" мы с неизбежностью вновь, в который уже раз, приходим к выводу, что "принятие решения" и "предпочтение" - понятия не только семантически, но и "технологически" родственные. Другими словами, мы вновь убеждаемся, что принять решение - это и есть сделать обоснованный выбор среди имеющихся альтернатив.
Понятно, что предпочтение - это выражение субъективного отношения какого-то субъекта к представленным ему на выбор объектам в отношении вполне определенных для него цели и условий; предпочтение - это субъективное мнение человека, выраженное во вполне объективных условиях.
"Предпочтение" - одно из фундаментальных для ТПР понятий. На базе этого понятия и других, связанных с ним, строят все современные человеко-машинные процедуры, облегчающие нелегкий труд ЛПР по выработке решений в сложных ситуациях.
|
|
Понятие и основные факторы, определяющие предпочтения
Предпочтения всегда конкретны по целям, времени, месту. Нет субъектов или объектов хороших или в каком-то абсолютном смысле слова. В этой же связи становится понятен смысл одной из аксиом ТПР: «Не бывает наилучших решений вообще. Каждое решение может считаться хорошим только для конкретной задачи, только в конкретных условиях о для конкретного ЛПР».
Следует заметить, что раз основная функция ЛПР - руководство исполнителями в соответствии с концепцией разделения труда, значит, ЛПР должно "быть одновременно в нескольких местах", чтобы отдавать распоряжения и контролировать правильность их исполнения в соответствии с тем, что требуется. Сделать это можно только одним способом - делегировать часть своих полномочий кому-то из исполнителей ("суррогатному ЛПР"), разрешив ему локальное принятие решений, но при условии, чтобы этот исполнитель делал все так, как это сделало бы само ЛПР.
Но для этого опять-таки нужно вначале выявить предпочтения ЛПР по рассматриваемому локальному вопросу, измерить их и формализовать, а уж потом только передать другому лицу для руководства этой моделью в принятии решений.
Таким образом, решать задачу выявления и измерения предпочтений нужно хотя бы по двум причинам:
• чтобы повысить личную убежденность в верности принятого решения;
• чтобы иметь возможность делегировать полномочия "суррогатному ЛПР".
В дальнейшем везде будем полагать, что ЛПР способно выразить свое предпочтение в отношении какого-то одного определенного целевого свойства множества представленных ему для сравнения объектов. Множество подобных объектов, из которых ЛПР выбирает наиболее предпочтительный, будем называть множеством предъявления, а вскрытые таким образом предпочтения ЛПР будем именовать элементарными предпочтениями (или элементарными суждениями).
|
|
Если теперь представить себе все многообразие возможных целей и задач, возникающих перед ЛПР, все многообразие объектов и их свойств, многообразие условий для принятия решений, то в таком случае можно себе представить, что отдельные элементарные предпочтения ЛПР будут взаимодействовать друг с другом в его сознании, будут влиять одно на другое и, следовательно, образуют целостную, приобретенную из личного опыта или из теоретических знаний, проверенную на практике устойчивую систему внутренних установок, взглядов, оценок и суждений.
Данные вербальные посылки не являются безосновательными. Они подкреплены результатами длительных наблюдений за процессом принятия решений самыми разными людьми в самых разнообразных условиях. При этом были вскрыты некоторые общие закономерности и получены важные практические выводы. На основе анализа этих результатов и осмысления сделанных выводов были в дальнейшем сформулированы аксиомы, положившие начало теории полезности.
В соответствии с постулатами этой теории полезности будем далее считать, что система предпочтений ЛПР - это система его внутренних психологических установок, заставляющих ЛПР совершать тот или иной поступок в ситуации выбора. Таких поступков в принципе будем рассматривать только два:
выбор только одного из объектов среди множества предъявления, как ЛПР считает именно этот объект лучше по сравнению со всеми другими;
выбор нескольких объектов среди представленных, причем все выбранные объекты ЛПР считает "одинаковыми", то есть не обладающими преимуществами друг перед другом и одновременно лучшими по сравнению другими, невыбранными объектами.
Предпочтения субъекта формируют две группы факторов - эмоциональная и рациональная. Эмоциональный компонент предпочтений - это результат работы правого полушария и подкорки головного мозга человека; рациональный - результат левого полушария, ответственного за логику мышления.
Знание факторов, влияющих на предпочтения ЛПР, их природы и значимости позволяют специалистам по ТПР правильно расставлять акценты при выработке предложений по решению возникающих перед ЛПР проблем, а также эффективно прогнозировать поступки тех или иных лиц, которые по своей воле или против нее принимают участие в операции. Эти знания для ЛПР оказываются неоценимыми при выработке решений в условиях конфликта и противодействия, для формирования модели предпочтений конкурента или противника, для формирования представлений и гипотез о предпочтениях суверенных представителей при выработке решений группой лиц.
По этим характеристикам способы выявления элементарных суждений о предпочтительности упорядочены следующим образом: сортировка, ранжирование, балльное оценивание, попарное сравнение с градациями и выражение мнений субъективными вероятностями (для случаев неопределенного механизма ситуации).
Чрезвычайно интересным оказывается вопрос о том, как человек относится к объективным и субъективным вероятностям. Установлено, что часто при принятии решений люди не поступают согласно положениям аксиоматической теории вероятностей. Более того, даже многие математики, знающие теорию вероятностей, не придерживаются ее принципов при решении задач личного плана.
Оказалось, что, оценивая вероятности тех или иных событий, люди не столько используют положения теории вероятностей, сколько опираются на простые эвристические принципы:
оценивать степень сходства рассматриваемого события с любым другим из событий, возможным в данной ситуации;
считать событие тем более вероятным, чем "ближе" оно к обыденному опыту субъекта;
выравнивать вероятности различных по правдоподобности событий.