Основные положения системного анализа и подхода

Системный анализ проводиться с целью принятия тех или иных решений. Известны разные способы принятия решений.

Например, решения бывают интуитивные. В этом случае решение подсказывается подсознанием. Такие решения, как правило, принимаются мгновенно и в этом состоит их эффективность.

Решения могут приниматься на уровне здравого смысла. Здравый смысл представляет собой опыт человека и окружающих его людей, полученный в конкретных условиях. Однако известный специалист по управлению П. Друкер заметил, что «приём, который спас вас вчера при решении задачи, может погубить сегодня».

Здравый смысл хорош в рамках стандартных ситуаций.

Когда нельзя допустить ошибку, или ошибка может стоить дорого, прибегают к системному анализу, которой является одним из направлений системного подхода.

Системный подход использует знания многих научных дисциплин.

Анализ определяется как процедура мысленного расчленения предмета на части в целях его дальнейшего изучения.

Системный анализ это методология решения сложной проблемы путем последовательной декомпозиции её на взаимосвязанные частные подпроблемы.

Любой объект бесконечно сложный, поэтому задача упрощается выделением только тех элементов и связей, которые обеспечивают достижение цели.

Кибернетик Эшби как-то сказал: «Любая наука системна. Системность – это научный способ упрощать».

Системное исследование представляет собой процедуру описания объекта, способа его функционирования и тенденций развития.

Системный анализ применяется для решения задач, для которых отсутствуют стандартные решения (здравый смысл), и которые, в принципе, не могут быть формализованы без использования методов системного анализа. Применение идей системного анализа к проблемам повышения эффективности управления организациями получило название «конструирование организаций».

В системном анализе проблемы разделяются на три класса.

1. Хорошо структурированные проблемы, выраженные количественно. Для решения проблем первого класса применяют методы математического программирования, теорию игр, метод Монте-Карло, теорию очередей и др. Эти методы позволяют количественно оценивать преимущество того или иного решения.Некоторые технические, экономические, организационные проблемы могут быть отнесены к задачам первого класса.

2. Слабо структурированные проблемы (отсутствует достаточная количественная формализация). Этот класс проблем является основной областью применения методов системного анализа. Эти проблемы нельзя решить только с помощью математических методов и приходится использовать интуицию и опыт руководителей.

3. Неструктурированные проблемы. Для решения проблем третьего класса обычно применяются эвристические (интуитивно-логические) методы решения, с помощью которых неструктурированная проблема переводиться в класс слабо структурированных. После чего можно использовать методы системного анализа, который позволяет либо найти правильное решение, либо выявить причины появления проблемы.

Системный подход эффективен и при конструировании искусственных систем (технических и биологических). В таких случаях функция определяется целью системы, а структура системы синтезируется для выполнения заданных функций. Это положение выступает как принцип системного подхода, когда функции и структура определяются целью системы.

Полезность системного анализа обусловлена глубоким проникновением в суть проблемы, выявлением взаимосвязей, способствующих обнаружению нестандартных решений, в большей четкости формулирования целей, в большей эффективности распределения ресурсов и средств.

Ограниченность системного анализа обусловлена неизбежной неполнотой анализа (принцип непознаваемости), приближённой оценкой эффективности, отсутствием способов точного прогнозирования перспективы.

Процедура системного анализа не может быть полностью формализована, но можно рекомендовать некоторые правила многократно проверенные на практике.

Любой объект следует описывать максимально возможной совокупностью моделей. Необходимо изучать разные стороны явления, чтобы затем создать его обобщённый образ.

Нельзя объект рассматривать только в статике; необходимо рассматривать также эволюционную динамику.

При проведении исследования необходимо широко использовать метод дедукции (переход от общего к частному).

Системный подход подразделяется на методы:

· системно-структурный;

· системно-функциональный;

· структурно-функционально-целевой.

Системно-структурный метод ориентирован на изучение строения и состава системы. При определении структуры системы выявляются элементы, устанавливаются свойства этих элементов и законы их связей. Все объекты имеют иерархическое строение, поэтому установление иерархии следует рассматривать как один из принципов системно – структурного метода.В соответствии с принципом иерархичности любое целостное образование, с одной стороны, выступает в качестве системы относительно её элементов, с другой стороны, в качестве подсистемы относительно более высокого уровня иерархии. В простейшем случае, система имеет два уровня иерархии: уровень элементов и уровень системы. В более сложном случае система может иметь ещё уровень подсистем и уровень надсистемы.

Системно-структурный метод включает в себя три этапа:

1. Определение системы и надсистемы (окружающую среду).

2. Определяют состав системы, включающий полный перечень её элементов.

3. Устанавливаются свойства элементов и их отношения.

Системно-функциональный метод используется, если исследователя интересует не только статистика, но и динамика системы, то системно-структурный подход становится не эффективным. В этом случае рационально использовать системно-функциональный подход, позволяющий понять цели системы посредством познания законов её функционирования.

Структурно-функционально-целевой метод. Наиболее полно (как в статике, так и в динамике) характеризует систему структурно-функционально-целевой подход, сущность которого заключается в том, что при анализе неизвестной системы по структуре определяются её функции, а по функциям предполагается цель.

При синтезе (построении) действуют в обратном порядке. Исходя из цели, определяются функции системы, а по функциям синтезируется структура. На рис.4.2 представлена схема осуществления структурно-функционально-целевого подхода (СФЦ).

           
 
Структура
 
Функции
 
Цель


(СИНТЕЗ)

           
 
Цель
 
Структура
   
Функции
 


(АНАЛИЗ)

Рис. 4.2. Схема СФЦ подхода

Системный анализ состоит из следующих этапов:

· постановка задачи, исследование проблемы;

· предварительное суждение (согласование);

· подтверждение (экспериментальная проверка);

· окончательное суждение, реализация принятого суждения.

Системные исследования начинаются с определения актуальности проблемы. Проблема – это ситуация требующая разрешения. Обычно проблема появляется при отклонении фактического состояния дел от прогнозируемого состояния (заданной цели). Зачастую проблемы могут оказаться надуманными, поэтому разворачивать дорогие системные исследования следует обоснованно.

Анализируя проблему, следует обращать внимание на следующие моменты:

· обнаружение проблемы;

· точное формулирование проблемы;

· анализ структуры проблемы;

· анализ развития проблемы (в прошлом и будущем);

· нахождение проблем, связанных с исследуемой проблемой, без учёта которых она не может быть решена;

· выявление возможности разрешимости проблемы.

После подтверждения актуальности проблемы формулируется цель исследования. При этом задаётся вопрос, что мы хотим получить в результате исследования. Все дальнейшие действия будут определяться поставленной целью. Покажем это.

Очевидно, что в зависимости от цели один и тот же объект может быть описан различными способами. Например, эколог будет описывать дерево, как элемент биоценоза, а плотник будет рассматривать его с точки зрения возможности распилить на доски.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: